ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Речь и культура общения» составлена в
соответствии нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г.№ 273-ФЗ (с изменениями от 19 декабря 2023 г № 618-ФЗ);
- ФГОС 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования» (с изменениями от 18.07.2022г., приказ Минпросвещения
России № 568);
- ФГОС 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования» (с изменениями от 18.07.2022г., приказ Минпросвещения
России № 569);
- ФОП ООО 18 мая 2023г. № 370, ФООП НОО18 мая 2023г. № 372
-приказ Минпросвещения России от 18июня 2025г № 467 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего и основного общего образования»;
- с учетом учебной программы по предмету «Речь и культура общения»
для 5-9 классов, созданной авторами-составителями Д.И. Архаровой, Т.А.
Долининой, А.П. Чудиновым. - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2015.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Актуальность включения подобного учебного предмета в учебный план
обусловлено необходимостью совершенствовать коммуникативные навыки
учащихся.
За основу для изучения материала в 8 классе взят риторический канон
(изобретение, расположение, оформление, исполнение), активно используется
работа над топами «свойства», «целое-части», «сопоставление» и др.)
Курс «Речь и культура общения» основного общего образования носит
надпредметный характер, так как обучает речевой деятельности, умения и
навыки которой необходимы как в любой ситуации непосредственного
общения с использованием устной речи, так и в любой ситуации
опосредованного общения «человек – письменный монологический текст –
человек».
Приобретаемые и развиваемые коммуникативные умения / навыки при
их практическом использовании помогают ориентироваться в конкретной
ситуации речевого общения, применять уместные вербальные и невербальные
средства этого общения, что позволяет устранить коммуникативные помехи,
избегать коммуникативных неудач и приблизиться к коммуникативно
(социально) успешному общению.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс «Речь и культура общения» направлен на достижение целей,
обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивнокоммуникативного, деятельностного подходов к эффективному речевому
взаимодействию:
воспитание гражданственности
и
патриотизма,
сознательного
отношения к языку, речи и тексту как явлениям культуры, средствам общения
и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
совершенствование речевой
и
мыслительной
деятельности,
коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих коммуникативный
успех в разных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
совершенствованию;
освоение знаний
о
коммуникативно-направленной
речевой
деятельности в различных сферах и ситуациях общения и о технологиях
использования речевых действий;
формирование и развитие умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию, опирающихся на технологии и алгоритмы необходимых
действий.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 7 классе – 34 часа, 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Общение и речь.
Ситуация общения. Цели общения. Коммуникативная (речевая) задача.
Виды общения. Общение вербальное и невербальное. Практическое
использование жестов, мимики, поз, свойств голоса: устойчивости,
полётности. Общение официальное и неофициальное. Общение контактное и
дистантное.
Коммуникативная
помеха.
Коммуникативный
успех.
Коммуникативные неудачи. Причины коммуникативных ошибок.
Виды речевой деятельности.
Речь устная и письменная. Использование устной и письменной речи в
соответствии с ситуацией общения. Диалог и монолог. Речь внутренняя и
внешняя. Участие в диалоге. Выступление с монологической речью.
Виды речевой деятельности при работе с информацией. Говорение,
слушание, письмо, чтение. Овладение способами предъявления, восприятия и
понимания информации в устном диалоге. Практическое владение способами
предъявления, восприятия и понимания информации при работе с устным и
письменным монологом.
Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения. Владение приёмами
чтения ознакомительного, медленного, чтения с пометками. Освоение
приёмов осмысления учебного текста.
Слушание как вид речевой деятельности. Установка на восприятие.
Владение
способами
и
приёмами
слушания
(нерефлексивного,
рефлексивного).
Вопросы и ответы на вопросы. Развёрнутый ответ. Говорение и письмо
как виды речевой деятельности.
Основы работы с текстом.
Текст и ситуация общения. Тема текста. Тематическое единство текста.
Основная мысль текста. Сохранение основной мысли. Микротема.
Нахождение микротем в тексте. Анализ средств связи: лексических,
морфологических. Приёмы строения текста и развития основной
мысли. Предъявление авторской позиции в тексте. Достижение
адресности текста. Заголовок. План текста. Этапы создания текста:
изобретение, расположение, выражение.
Текст как источник и средство передачи информации. Информационные
структуры текста. Владение приёмами восприятия, понимания и
интерпретации текста в целях извлечения информации из текста. Способы
подачи информации в зависимости от предлагаемой ситуации и сферы
общения. Модели разворачивания информации в тексте. Понятие о
коммуникативной успешности воздействующего текста.
Творческое конструирование, создание монологического текста.
Выстраивание логических, композиционных и выразительных структур
текста. Анализ текста в информационно-смысловом аспекте. Работа с текстом
на основе его интерпретации.
Понятие первичного и вторичного текста. Основные виды переработки
текстовой информации. Сокращение текста. План. Виды анализа.
Интерпретация авторского текста на основе его анализа и создание
собственных аналитических (вторичных) текстов.
Восприятие и понимание текста. Логические основы восприятия и
понимания текста.
Способы отбора информации на основе знания специфики её
источников, оснований доверия и возможностей практического
использования. Основные навыки пользования Интернетом как источником
информации.
Коммуникативные цели и типы речи.
Общая характеристика описательного текста. Смысловые модели
описательного текста (топы «определение», «целое-части», «свойства»,
«сопоставление»). Особенности использования смысловых моделей в тексте.
Расположение материала в описании. Оформление описательного текста.
Способы выражения авторской позиции. Общая характеристика
повествовательного текста (топы «место», «время», «обстоятельства»).
Особенности использования смысловых моделей в тексте. Расположение
материала в повествовании. Оформление повествовательного текста. Роль
риторических фигур. Способы выражения авторской позиции.
Общая характеристика текста-рассуждения. Основная мысль (тезис) в
рассуждении. Объяснение и доказательство. Смысловые модели текстарассуждения (топы «причина – следствие», «пример – свидетельство»).
Структура аргументации. Способы сохранения основной мысли.
Расположение материала в убеждающей речи. Оформление текстарассуждения. Способы выражения авторской позиции. Способы диалогизации
речи.
Речевые средства выражения авторского эмоционального отношения к
содержанию текста и авторской нравственной позиции (средства
эмоциональной и рациональной оценки).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1)
гражданского воспитания:
знающий и принимающий свою российскую гражданскую
принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;
понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
народа России, тысячелетней истории российской государственности на
основе
исторического
просвещения,
российского
национального
исторического сознания;
проявляющий уважение к государственным символам России,
праздникам;
проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина
России, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и
свобод, законных интересов других людей;
выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;
принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в том числе самоуправлении, ориентированный на участие в
социально значимой деятельности.
2)
патриотического воспитания:
сознающий свою национальную, этническую принадлежность,
любящий свой народ, его традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию
своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране;
проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры
своего края, своего народа, других народов России;
знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения,
героев и защитников Отечества в прошлом и современности;
принимающий
участие
в
мероприятиях
патриотической
направленности.
3)
духовно-нравственного воспитания:
знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом
национальной, религиозной принадлежности);
выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных
российских духовно-нравственных ценностей и норм с учётом
осознания последствий поступков;
выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих традиционным в России духов- но-нравственным
нормам и ценностям;
сознающий соотношение свободы и ответственности личности в
условиях индивидуального и общественного пространства, значение и
ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в
России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;
проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания детей;
проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского
общества.
4)
эстетического воспитания:
выражающий понимание ценности отечественного и мирового
искусства, народных традиций и народного творчества в искусстве;
проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
их влияния на поведение людей;
сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве;
ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
5)
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение
личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;
выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность);
проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического здоровья;
умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и
других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным
состоянием;
способный
адаптироваться
к
меняющимся
социальным,
информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
6)
трудового воспитания:
уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;
проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой
деятельности
на
протяжении
жизни
для
успешной
профессиональной самореализации в российском обществе;
участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и
социальной направленности, способный инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов, потребностей.
7)
экологического воспитания:
понимающий значение и глобальный характер экологических проблем,
путей их решения, значение экологической культуры человека, общества;
сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
ориентированный на применение знаний естественных и социальных
наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
участвующий
в
практической
деятельности
экологической,
природоохранной направленности.
8)
ценности научного познания:
выражающий познавательные интересы в разных предметных областях
с учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений;
ориентированный в деятельности на научные знания о природе и
обществе, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде);
демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов,
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей
и противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно
выделенных критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между
реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах,
схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста
с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных
задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые
задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения
как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
У обучающегося будут сформированы следующие умения
самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных
универсальных учебных действий:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результата
деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь
предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и
корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения;
оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и
намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать
способ выражения собственных эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать своё и чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
членов команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Умения, связанные с пониманием ситуации общения.
Определять ситуативные цели говорящего и слушающего;
Отслеживать влияние каждого компонента ситуации общения на речь;
Корректировать свою речь в соответствии с ситуацией общения;
Соотносить коммуникативную цель речи (развлечь, информировать,
убедить) с выбором типа речи;
Выбирать форму речи в соответствии с ситуацией общения;
Соблюдать этикетные правила и владеть этикетно-коммуникативными
приемами в ситуации реального общения;
Соотносить тему текста с целями автора и слушателя, с затекстовой
ситуацией. Умения, связанные с бережным отношением к слову. Учащиеся
должны уметь:
Анализировать значение слова по толковым словарям и в текстах
(однозначность и многозначность);
Анализировать стилистическую и ситуативную уместность слова;
Находить опорные слова в тексте в соответствии с темой и основной
мыслью;
Соблюдать нормы словоупотребления.
Умения, связанные с созданием текста. Учащиеся должны уметь:
Формулировать тему собственного текста;
Формулировать основную мысль в описании, повествовании и
рассуждении;
Сохранять основную мысль при создании текста;
Составлять план текста, учитывая его тему и основную мысль;
Подбирать заголовок к тексту, понимая его тему и основную мысль;
При анализе чужого текста определять его тему и основную мысль,
видеть, какими средствами автор их сохраняет на протяжении всего текста;
Практически владеть жанрами повествовательного и описательного
рассказа, устного ответа, рекламы.
Умения, связанные с произнесением текста.
При произнесении текста использовать умения, связанные с
пониманием ситуации общения;
Сохранять основную мысль в монологе и диалоге;
Использовать вербальные и невербальные
средства для придания
речи выразительности;
Чувствовать себя уверенно и свободно при произнесении текста.
Умения, связанные с культурой слушания.
Слышать тему и основную мысль произносимого текста;
Понимать логику раскрытия основной мысли;
Понимать практическую значимость получаемой информации;
Осознавать собственные цели в процессе слушания и цели говорящего;
Отслеживать степень собственного понимания или непонимания
услышанного;
Формулировать и задавать вопросы к непонятным словам, для
конкретизации содержания, выявления целей говорящего.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Раздел 1. Общение и речь
Введение. Что такое общение? Речь
и общение. Ситуация общения, цели
1.1
в общении
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
3
1
1.2
Речь устная и письменная:
особенности этих форм речи
1
1
1.3
Использование устной и письменной
речи в соответствии с письменной
ситуацией общения
1
1
Итого по разделу
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4665/
conspect/103665/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4202/t
rain/123212/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2615/
main/
5
Раздел 2. Виды речевой деятельности
2.1
Виды речевой деятельности
3
1
2.2
Диалог и монолог. Речь внутренняя и
внешняя
1
1
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7621/
main/306312/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4225/
start/288075/
2.3
Значение слова. Понятная и точная
речь
4
1
2.4
Речевая ситуация и выбор уместного
слова
1
1
2.5
Этикетные ситуации в речевом
общении
1
1
Итого по разделу
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3605/
main/9620/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6925/
conspect/325768/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6925/t
rain/325777/
10
Раздел 3. Основы работы с текстом
3.1
Текст. Тема текста. Основная мысль
(идея) текста
5
3
3.2
Авторская позиция в тексте
4
2
3.3.
Средства связи предложений в
тексте
2
3.4
Заголовок
1
1
3.5
План текста
1
1
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7624/
main/267760/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7624/
conspect/267755/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1171/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4217/
start/288820/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1241/
Итого по разделу
13
Раздел 4. Коммуникативные цели и типы речи
4.1
Целевые установки автора текста
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5510/t
rain/103876/
1
4.2
Типы информационной речи
3
4.3
Итоговый контроль
1
4.4
Повторение изученного. Смешанные
типы речи в тексте
1
3
1
1
Итого по разделу
6
Повторение пройденного материала
Итоговый контроль
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
1
34
1
19
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7622/
main/311659/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7678/
main/263550/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7003/
conspect/258927/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/547/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/546/
7 КЛАСС
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
Наименование раздела,
темы
Всего Контрольные Практические
часов
работы
работы
1
Что такое общение? Речь и общение
1
2
Ситуация общения, цели в общении
1
3
Содержание
ситуация
Речевая
1
1
4
Речь устная и письменная: особенности этих
форм речи
1
1
5
1
1
6
Использование устной и письменной речи в
соответствии с письменной ситуацией
общения
Виды речевой деятельности
7
Слушание как вид речевой деятельности
1
и
форма
речи.
1
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/
4665/conspect/103665/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4
665/conspect/103665/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/
4665/conspect/103665/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4
202/train/123212/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2
615/main/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
621/main/306312/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
621/main/306312/
8
Этикет говорящего и слушающего
1
1
9
Диалог и монолог. Речь внутренняя и
внешняя
1
1
10
Значение слова. Понятная и точная речь
1
11
Многозначность слова в речи
1
12
Близкие по смыслу слова и богатство речи
1
13
Противоположные по смыслу слова и
богатство речи
1
1
14
Речевая ситуация и выбор уместного слова
1
1
15
Этикетные ситуации в речевом общении
1
1
16
Текст. Понятие о цельности текста
1
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
621/main/306312/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4
225/start/288075/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3
605/main/9620/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3
605/main/9620/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3
605/main/9620/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3
605/main/9620/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6
925/conspect/325768/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6
925/train/325777/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
624/main/267760/
17
Тема текста
1
1
18
Тематическое единство текста
1
19
Основная мысль текста
1
1
20
Сохранение основной мысли в тексте
1
1
21
Авторская позиция в тексте
1
22
Авторская позиция в тексте. Практикум
1
1
23
Средства выражения авторской позиции
1
1
24
Адресность текста
1
25
Связи предложений в тексте. Цепная связь
1
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
624/main/267760/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
624/main/267760/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
624/main/267760/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
624/main/267760/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
624/conspect/267755/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
624/conspect/267755/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
624/conspect/267755/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
624/conspect/267755/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1
171/
26
Связи предложений в тексте. Параллельная
связь
1
27
Заголовок
1
1
28
План текста
1
1
29
Целевые установки автора текста
1
30
Типы
информационной
Повествование
31
1
1
Типы информационной речи. Описание
1
1
32
Типы информационной речи. Объяснение
1
1
33
Итоговый контроль
1
34
Повторение изученного. Смешанные типы
речи в тексте
1
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ
ЧАСОВ
речи.
ПО
34
1
1
1
19
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1
171/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4
217/start/288820/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1
241/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5
510/train/103876/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
622/main/311659/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
622/main/311659/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
622/main/311659/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
678/main/263550/
Библиотека РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7
003/conspect/258927/
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Аннушкин В. И. Зачем нужна риторика?// Русская речь – М., 1988, №12.
Горелов И. Н., Енгалычев В. Ф. Безмолвной мысли знак: Рассказы о
невербальной коммуникации. – М., 1991.
Иванова С. Ф. Учиться убеждать. – Элиста, 1989.
Кохтев Н. Н., Розенталь Д. Э. Искусство публичного выступления. – М., 1988.
Ножин Е. Л. Мастерство устного выступления. – М., 1989.
Пешков И. В. Три июля в беседах о речевом общении. – М., 1989.
Шанский Н. М. В мире слов. М.: Просвещение, 1985.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Институт
стратегии развития образования":
Методическое пособие. Достижение метапредметных результатов в рамках
изучения предметов филологического блока. 5-9 классы (2023 г.)
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
обучающихся. 5-9 классы (2022 г.)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Сайт «Единое содержание основного общего образования» https://edsoo.ru/
https://edsoo.ru/rabochie-programmy/
Реестр ФГОС http://fgosreestr.ru
ФГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/
http://fgosreestr.ru
ФИОКО Единая система оценки качества образования https://fioco.ru/ru/osoko
Демонстрационные варианты
и открытый банк заданий ФИПИ:
http://www.fipi.ru/
Диагностические и тренировочные работы СтатГрад: https://myexam.com/statgrad.html
Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности
https://fipi.ru/otkrytyy- bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti
Банк
заданий
по
формированию
функциональной
грамотности
https://skiv1.instrao.ru/bank-zadaniy/
https://resh.edu.ru/ (РЭШ)
https://help.foxford.ru/ (Фоксфорд)
Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения
http://docs.cntd.ru/document/436739637