Рабочая программа внеурочной деятельности_Проба пера_

1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Проба пера» составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287,
на основе типовой негосударственной примерной программы: Европейская школа корреспондентского обучения. Журналистика. – Белгород, 2007.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социальноэкономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее
полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии
работы с детьми.
Педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в
которые включаются дети на занятиях кружка, базируются на том, что они связаны с
удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена
не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие
творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость
для других.
Также следует отметить, что в школьной программе недостаточно сведений о
роли средств массовой информации в общественной жизни. Учащиеся, оканчивающие
среднюю школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе. Данный
курс поможет определиться ученику в выборе профиля, восполнить пробелы в его
предыдущей подготовке. Пятиклассники расширят и углубят свои знания о видах общения и речевых жанрах. При этом большое внимание уделяется публичному общению
- таким жанрам, как устные развернутые ответы, спор, отзыв, объяснительная записка,
газетная информация и др.
Рабочая программа создается с целью развития и реализации творческих способностей учащихся, совершенствования навыков литературного творчества, практических навыков работы с компьютером, всесторонней оценке событий, происходящих в
стенах родной школы и города, выработки умения анализировать и делать аналитические выводы на своем возрастном уровне. Подготовка статей для школьной газеты требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Это и рукописная подготовка
заметок, работа корректора, компьютерный набор, правка.
Сегодня выпускникам школ требуются не только знания, но и умения. Соответственно, необходимо изменить организацию процесса обучения таким образом, чтобы
школьники могли применять полученные знания на практике. Школьники среднего и
старшего возраста в силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой
жизни, значит нужно включать взрослые формы деятельности в учебный процесс.
Данная деятельность позволяет решить межличностные, внутриличностные
проблемы учащихся. Ребята изменяются, развивающий характер такой работы подтверждается. Во-первых, у школьника развиваются следующие способности: умение
делать выбор, умение быть ответственным за свои решения. Школьное издательство –
это и работа по профориентации. Во-вторых, работа по созданию школьной газеты связана с соотнесением собственного замысла с восприятием этого замысла другими, как
сверстниками, так и взрослыми. В-третьих, учащиеся в статьях используют знания по
разным учебным предметам, а компьютерная верстка заставляет изучать информатику
углубленно. В-четвертых, деятельность по созданию газеты схематична, то есть, показав один раз порядок создания, в следующий раз они могут создавать газету самостоятельно.

Журналистская деятельность – мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учебе. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению социального статуса, становлению личности.
Цель:
1. создание школьной газеты;
2. создание условий для реализации творческих качеств личности;
3. обеспечение развития универсальных учебных действий;
4. углубление лингвистических знаний, повышение общей языковой культуры;
5. формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности;
6. развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи:
-обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
-приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;
-предупреждение речевых и грамматических ошибок;
-овладение техникой цитирования, составления выписок, правильного оформления
ссылок;
-изучение основ журналистского творчества;
-развитие языковых компетенций, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения;
-повышение уровня культуры речи;
-развитие потребности в речевом самосовершенствовании;
-развитие способности критически относиться к услышанному;
-развитие навыка работы со справочной литературой.
-воспитание любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского
народа;
-организация диалога обучающихся со сверстниками, взрослыми;
-формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.
Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности «Проба пера» с федеральной рабочей программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания обучающихся при получении основного общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие обучающегося.
Это проявляется:
• в приоритете личностных результатов при освоении программы курса внеурочной
деятельности, в частности – развитии субъекта профессионального самоопределения
посредством изучаемого курса;
• в использовании методов и форм профессиональной ориентации, встраиваемых в
процесс обучения по учебным предметам;
Формирование личностных универсальных учебных действий в рамках программы «Проба пера» включает в себя:
Формирование активной жизненной позиции.
Формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Формирование умения выбирать смысловые установки для своих действий и поступков.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в рамках
программы включает в себя:
Формирование умения самостоятельно организовывать свое рабочее место (подбирать
инструментарий) в соответствии с целью выполнения задания.

Формирование умение осуществлять планирование своей деятельности и корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом
действий на определенном этапе.
Формирование саморегуляции у обучающихся (способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий).
Формирование умение давать самооценку результату своего труда.
Формирование познавательных универсальных учебных действий̆ в рамках
программы включает в себя:
Формирование представления о журналистике как профессии, играющей̆ специфическую роль в жизни общества.
Упражнение в поиске и выделении необходимой̆ информации для поддержания читательского интереса к школьной прессе.
Упражнение обучающихся в осознанном и произвольном построение речевого высказывания в устной̆ и письменной̆ форме.
Формирование умения осуществлять сбор информации для газетного издания, используя различные методы (анкетирование, опрос, интервью).
Формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на
страницах газеты.
Формирование практических навыков при выпуске школьного печатного издания (обучение кружковцев приѐмам компьютерной верстки газеты).
Развитие творческих способностей обучающихся.
Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, компьютерных технологий.
Формировать умения обучающихся презентовать свои достижения.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в рамках программы включает в себя:
Создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих задач.
Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации. Совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формирование уважения к собеседнику.
Формирование у учащихся толерантного сознания.
Основная форма организации – учебные занятия (индивидуальные и групповые).
Реализация программы «Школьная газета» предусматривает следующие формы работы
с обучающимися: занятия теоретического плана и практические занятия по сбору и обработке информации, работу по верстке выпуска газеты.
Рабочая программа «Проба пера» опирается на следующие виды деятельности:
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового
оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
-взаиморецензирование;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:
просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста:
-составление плана текста;
-редактирование;
-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
реферирование;
докладирование;

рецензирование;
аннотирование и т.д.
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов публицистического стиля с учётом орфографических и
пунктуационных норм современного русского литературного языка;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами,
справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде).
Программа рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю, предназначена для обучения школьников в возрасте 13-15 лет основам литературного творчества и журналистской работы, компьютерной грамотности, способствует сплоченности детей. Группа обучающихся может насчитывать от 13 до 15 детей.
Классы:6-9
Количество часов – 68 (2 часа в неделю)
Основным организационными формами вовлечения учащихся в журналистскую деятельность являются:
- самостоятельная работа (исследование предложенных проблем)
- работа в малых группах
- индивидуальная работа
- интернет - форумы, круглые столы, конференции
-анкетирование, социологический опрос
-сотрудничество с профессиональными журналистами
Программа подразумевает как теоретические, так и практические занятия на каждом
уроке.
2.Планируемы результаты
Личностные результаты освоения курса предполагают:
- приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в
процессе подготовки выпусков школьной газеты;
- получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;
- понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
Предметные результаты отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в
результате прохождения программы «Проба пера» школьники:
- познакомятся с основными терминами журналистики;
- приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
- приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты;
- поймут сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческоӗ, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности,
необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Программа
курса
позволяет
формировать
у
учащихся
следующие познавательные учебные действия
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками – определение
целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка.
Личностные учебные действия
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор
на основе социальных и личностных ценностей.
К концу обучения учащиеся должны знать:
- основные цели и задачи средств массовой информации;
- иметь представление о профессии журналист;
- основные жанры журналистики;
- особенности основных компьютерных программ
должны уметь:
- строить устное и письменное сообщение;
- работать в различных жанрах публицистического стиля;
- оценивать события с точки зрения нравственных позиций,
- общаться с отдельным человеком и аудиторией;
- иметь навык работы на персональном компьютере;
-презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других);
- готовить и публиковать материалы в прессе под руководством педагога.
Результатом деятельности школьников в рамках программы кружка станет выпуск
школьной газеты с использованием ИКТ-технологий.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Формы и средства контроля
-Диагностическая работа
-Участие в конкурсах
-Письменные самостоятельные работы
-Публикации статей в школьной газете «Домовенок»
-Творческий отчет
-Тестовые задания
-Творческая работа
-Проектно-исследовательская работа
Критерии оценивания учеников на занятиях
Ученик:
- что делал
-где участвовал
-каковы успехи
-планы на будущее
-чему научился
-индивидуальные творческие достижения
-я узнал

-я понял
-я научился
-лучше всего у меня получается
-я изменился в …сторону
Критерии оценивания созданных ученических работ:
-оригинальность
-новизна
-полезность для автора и других людей
-трудоемкость работы
-качество оформления работы
Ожидаемый̆ результат программы:
Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный для публикации в школьной газете материал. Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты
(1 раз в месяц).
№
1

1.1.
1.2.
1.3.

2
2.1.
2.2.
3.
3.1.
3.2
4
4.1.

5
5.1.

3. Тематический план
Название темы
Всего
часов
Введение.
О чем должен знать журналист,
чтобы избежать ненужных проблем
Микромир редакции
Защита данных и изображения
Официальные лица. Права и обязанности журналиста

Количество часов
теория
3

6

практика
3

1
1
1

1
1
1

2
1

2
1

1

1

2
1

2
1

1

1

Профессия- репортер
Источники информации – человек,
документы, архивы, Интернет,
объявления, реклама.
Как находить нужную информацию.
Информация
Чем является информация. Типы
информации.
Что такое лид? Способы написания лидов.

4

Интервью
Подготовка к интервью – сбор информации о личности, с которой
хотим побеседовать, о проблеме,
которую хотим обсудить. Составление списка вопросов.
Репортаж
Тема для репортажа – актуальное
событие, заметка, интересные люди, по следам исторического события, собственное участие.

2

1
1

1
1

6

3
1

3
1

4

Форма контроля

Круглый стол
«Журналист и
законодательство»

Написать лид
к своей статье.
Написать интервью в
школьную
газету.
Написать репортаж в
школьную
газету.

5.2
5.3
6
6.1.

6.2.
6.3.

7
7.1.
7.2.
7.3.
7.4.

8
8.1.
9
9.1.
9.2
9.3.
9.4.
10
10.1
11
11.1.
11.2.
12
12.1.
13
13.1.
13.2.
13.3.

Техника работы.
Техника письма.
Публицистическая статья
Группирование данных. Тематический центр, формулировка
вспомогательных тезисов в четкой
последовательности.
Заглавие в тексте.
Графическое оформление текста.

1
1
3
1

1
1
3
1

1
1

1
1

4

4

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1
4
1

1
1
4
1

1
1

1
1

2

1
1

1
1

6

1
3

1
3

1
2

1
2

1

1

1
5
1
1

1
5
1
1

1

1

6

Жанры журналистики- комментарий, рецензия, фельетон, эссе
Комментарий: презентация единого факта.
Структура рецензии. Критика и
рецензия.
Фельетон.
Эссе.

8

Нет газеты без читателей
Кем является Читатель?
Печатная фотография
Фотоинвентарь и его использование.
Снимок – символ.
Фоторепортаж.

2

Авторские и смежные права.
Кто и за что отвечает в редакции
Редакция.
Планирование работы в редакции
Как планировать номер.
Правка и редактирование текстов.
LAYOUT, или проект графического оформления и содержания
печатного издания
Типы газет.
Реклама в печати
Рекламный текст в печати.
Как избежать крипторекламы, как
ее нейтрализовать.
Спонсоринг, бартерная договорённость.

8

2

10

Сдать статью
с графическим оформлением.

Сдать работу
в форме рецензии, фельетона или эссе (одну на
выбор).

Сделать фоторепортаж.

Работа с текстом.

Составить рекламный
текст.

13.4.
13.5.
14
14.1.

Язык рекламных текстов.
Профессиональная этика.
Резюме курса
Как основать свою газету.

2

1
1
1
1

1
1
1
1

Защита проектов «Моя
редакция»
или «Моя газета»

4. Содержание программы
1.Раздел. Введение. О чем должен знать журналист, чтобы избежать ненужных
проблем.
1.Микромир
2.«Мины» ожидающие начинающего журналиста в контактах с внешним миром.
3.Права и обязанности журналистов.
4. Печатное право.
Создание собственной редакции (распределение обязанностей)
1.По интересу. 2. По темпераменту. 3. По личному опыту. 4.По уровню айкью. 5.
Грамотный русский язык и чувство стиля; 6. Широкий кругозор; 7.Умение выполнять
работу быстро и в срок; 8.Умение обращаться с профессиональными приборами и техникой, необходимыми в работе журналиста (диктофон, фотокамера и т.д.); 9.Знание Закона о СМИ и умение им пользоваться; 10.Дополнительные особенности: Тем, кто хочет связать жизнь с журналистикой, необходимо понимать, что данная профессия —
это не только творчество. Журналистская практика — это, прежде всего, ответственность за каждое сказанное и написанное слово, умение доносить объективную информацию до аудитории.
2.Раздел. Профессия – репортер.
Описание функций средств массовой информации и раскрытие специфики профессий журналиста и репортера. Телевидение, радио, газета и Интернет как основные
специализации журналистики. Особенности получения информации через интервью.
Кодекс чести журналиста.
Как находить нужную информацию:
умение работать с информацией (находить, изучать, отбирать, анализировать,
сопоставлять и оценивать факты);
умение в большом объеме информации выделить главное;
умение находить объяснение фактами;
умение говорить или писать быстро, грамотно, легко и при этом интересно и не
банально;
умение обращаться с профессиональными приборами и техникой, необходимыми в работе журналиста (диктофон, фотокамера и т.д.);
Личные качества репортера:
- Правильная дикция;
- Лаконичность;
- Собранность;
- Хорошо развитое логическое мышление;
- Готовность к трудностям;
- Знание русского языков;
- Желательна приятная внешность;
- Любопытство.
Практическая работа с различными источниками (по выбору педагога и обучающихся) с целью нахождения нужной информации.
3.Раздел. Информация.

1.Чем является информация.
2.Типы.
3.Структура короткой и длинной информации.
4.Печатные заголовки, надзаголовки, подзаголовки
Сбор информации для школьной газеты.
Работа в группах по всем направлениям социальной и политической жизни в
районе, в городе, России. (Встречи с представителями местных организаций, знакомство и анализ содержания печатных изданий, просмотр телепередач, анализ радиопередач, работа в социальных сетях, социологический опрос).
2. Круглый стол на тему «Проблемы общества и пути их решения», «Наши победы и пути их преумножения» с привлечением представителей местного самоуправления.
3. Подготовка сообщений по теме, характеристика лидов к газетным статьям,
написание лида к собственной заметке.
4.Раздел. Интервью.
1.Подготовка к интервью (сбор информации)
2.Составление списка вопросов.
3.Техника интервью
4.Берем интервью (как ведем себя, что за чем, новые сюжеты)
5.Так называемые «трудные вопросы»
Подготовка сообщений по теме, взаимоопрос, создание списка вопросов к интервью с известным человеком; написание интервью в школьную газету.
Составление и проведение интервью
1 этап – визуальное интервью
(интервьюируемые – ветер, солнце, капелька, снежинка и т.д.)
2 этап – реальное интервью (интервьюируемые – директор школы, представитель администрации школы.)
3.Организация и проведение интернет – форума по вопросам времени (обмен
опытом) с журналистами местных редакций.
5.Раздел. Репортаж.
1.Тема для репортажа.
2. Виды репортажа:
А) Событийный
Б) Тематический.
В) Ситуационный
3.Техника работы.
4.Техника письма.
Составление вопросов по теме для взаимоопроса. Коррекция текста репортажа,
созданного сверстником.
Составление и проведение репортажа (групповая работа) для публикаций в
школьной газете (с представителем школьного самоуправления, с победителем в конкурсе, школьной олимпиаде и др.).
6. раздел. Публицистическая статья.
1.Организация публицистического материала. Сбор данных (источники информации)
2.Формулировка лида и постановка главного тезиса.
3.Группирование данных: тематического центра, формулировка вспомогательных тезисов в четкой последовательности.
4.Публицистика в широком смысле.
5.В узком смысле.
6.Функции публицистики и публицистических произведений.
7.Особенности языка и стиля публицистических произведений.
8.Простота и доступность, доходчивость изложения.

9. Стандартизация, клишированность публицистических текстов (в сочетании с
экспрессивностью).
10. Классификация жанров публицистических текстов.
11.Информационный жанр.
12.Состав публицистических документов по каждой группе жанров.
13.Аналитический жанр.
14.Рейтинг (англ.) Журналистское расследование – особый жанр аналитической
публицистики.
15. Методы получения информации.
16.Художественно-публицистический жанр.
Сообщение по теме, взаимоопрос. Создание публицистической статьи, подбор
заглавия, оценка правильности графического оформления.
1.Экскурсия в редакцию газеты «Уральский рабочий».
2.Школьная конференция на тему “Публицистика наших дней”. Опубликование
лучших выступлений в школьной газете.
(Статьи Д.С.Лихачёва из книги “Земля родная”, А.И.Солженицина “Образованщина”, “Как нам обустроить Россию”, В.Селюнина “Бремя действий”)
3.Конкурс статей в школьную газету на тему: «Мир, в котором я живу».
7. Раздел. Жанры журналистики – комментарий, рецензия, фельетон, эссе.
1.Комментарий: презентация единичного факта, структура, язык, разновидности.
2.Структура рецензии. Критика и рецензия.
3.Фельетон: характеристика жанра, разновидности.
4.Эссе: поиск источников, главный тезис, мысленная конструкция, повествование.
5. Художественно-эстетические и познавательно-практические задачи рассматриваемых жанров.
6. Знаменитые рецензенты: Александр Пушкин, Виссарион Белинский, Николай
Добролюбов, Иннокентий Анненский, Корней Чуковский,
Рецензия сегодня:
Лев Данилкин, Наталия Иванова, Самуил Лурье, Андрей Немзер, Виктор Топоров.
Составление памятки: «Как написать рецензию»;
Создание фельетона для школьной газеты.
Сообщение по теме, составление памятки «Как писать эссе», создание текста эссе на злободневную тему.
Подбор темы для опроса, создание текста в жанре пресс-опроса для школьной
газеты.
Групповая работа
(создание продукта деятельности для участия в районных, и российских конкурсах, подготовка к олимпиадам)
1.Автобиографическое, личностное эссе.
2.Создание комического эффекта в фельетоне.
3.Создание рецензии, в основе которой информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.
8.Раздел. Нет газеты без читателей.
1.Кем является наш читатель.
2.Контакт читателя с редакцией.
3.Чего он ожидает от редакции, как ему помочь.
Опрос обучающихся по работе школьного кружка «Журналист», выявление достоинств и недостатков школьной газеты.
9.Раздел. Печатная фотография.
1. Интеллектуальная собственность
2. Авторское право и смежные права
3. Патентное право

4.
5.
6.
7.

Регистрация прав.
Роль и место фоторепортажа в системе жанров фотографии
История его возникновения и развития.
Особенности газетного и журнального фоторепортажей на примере всероссийских общественно-политических газет и глянцевых журналов, их теоретические разновидности.
10.Раздел. Кто и за что отвечает в редакции.
1.
Редактор – самый главный человек.
2.
Ответственный секретарь (ответсек)
3.
Юнкоры
4.
Дизайнер
5.
Фотокорреспондент
6.
Верстальщик.
11. Раздел. Планирование работы в редакции.
1.
сроки планирования номера
2.
соотношение материалов из перспективного плана и текущих материалов
3.
планирование темы, акцент темы, поворот темы
4.
планирование комментариев и бекграунда
5.
планирование иллюстративных материалов
6.
планирование места под рекламу и заказных материалов, участие работников отдела рекламы в текущем планировании
7.
материалы в запасе, пополнение запаса
8.
график сдачи материалов, возрастание требований к срокам
9.
планирование новостей
10.
планерки и летучки как инструменты планирования и контроля, частота
проведения, схема проведения
12.Раздел. LAYOUT, или проект графического оформления и содержания
печатного издания.
1.
понятие о лэйауте.
2.
графическое оформление
3.
дизайн печатных изданий
4.
основные этапы создания макета и используемые при этом графические
элементы.
5.
функции графических элементов и особенности их применения в зависимости от концепции, задач издания на примере информационноаналитических журналов.
13.Раздел. Реклама в печати.
1.
Рекламный текст: плюсы и минусы.
2.
Профессиональная этика.
3.
Положения авторского права.
4.
Создание рекламы.
5.
Создание продукта рекламной деятельности для школьной газеты (социальная реклама)
14.Раздел.Резюме курса.
1. Как основать свою газету?
2. Защита проектов «Моя редакция» или «Моя газета».

5. Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-технические средства обучения:
1. Мультимедийные презентации
2. Ноутбук
3. Интерактивная доска
4. Проектор.
Литература для учителя
- Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности

журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.
- Тертычный А. Аналитическая журналистика. – М.,1998.
- Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.
- Алексеев В. Русский советский очерк. – Ленинград, 1980.
- Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973.
- Васильева Н. Делаем новости! – М., 2003.
- Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000.
- Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.
- Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989.
- Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.
- Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.,
2004.
- Михайлов С. Колумнистика // Журналист. – 1998. № 11–12.
- Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2000.
- Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над
жанрами газеты. – М. 2002.
- Ученова В. У истоков публицистики. – М., 1989.
- Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.
- Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1987.
Литература для учащихся
- Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982.
- Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.
- Дмитровский А. Особенности формы и композиции эссе // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2.
- Елинек Э. Досужими путями мышления // Иностранная литература. – 2005. №
7. – С. 228–231.
- Журбина Е. Искусство фельетона. – М., 1965.
- Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.
- Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
-Лямзина
Т.
Жанр
эссе.
К
проблеме
формирования
теории//
http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.
- Лукина М. Технология интервью. – М., 2003.
- Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.
- Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –СПб., 2000.
- Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.
- Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.
-Шибаева
Л.
Жанры
в
теории
и
практике
журналистики//
http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm

Согласовано:
Методическим советом
Протокол № ________
от «___»___________ 202_ г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБОУ СО «ЕШИ
для детей, нуждающихся в длительном лечении»
___________________В.М. Савенков
от «___»___________________202_ г
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
НА 2023 -2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

№ Дата

1
2

3
4

Тема занятия

Кол.Цель занятия, виды деятельности
Метапредметные результаты (УУД)
во
часов
О ЧЁМ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ЖУРНАЛИСТ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ ПРОБЛЕМ
Микромир редак2
Цель: Знакомство с основными терминами жур- Л. Эстетическое чувство на основе знакомства
ции
налистики. Проследить специфику работы жур- с художественной культурой.
налиста. Рассмотреть «подводные камни» мира Р. Выполнять учебные действия в устной и
редакции.
письменной
Виды деятельности: Учащийся получит воз- форме.
можность научиться: самостоятельно ставить но- П. Устанавливать
причинно-следственные
вые учебные цели и задачи; при планировании связи между словами, чувствами, побужденидостижения целей самостоятельно, полно и адек- ями и поступками героев
ватно учитывать условия и средства их достиже- произведений;
ния. Учитывать и координировать отличные от устанавливать аналогии.
собственной позиции других людей в сотрудни- К. Работая в группе, учитывать мнения партчестве. Вступать в общение, соблюдая правила нёров, отличные от собственных;
общения, выражать свою точку зрения, слушать
другого.
Защита данных и
2
Цель: Учить работать с цифровыми изображени- Л. Эстетическое чувство на основе знакомства
изображения.
ями.
с художественной культурой.
Виды деятельности: Анализировать образцы,
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиобсуждать их и сравнивать. Читать, слушать объ- ры действия при освоении нового художеяснения, рассматривать. Отбирать материал для
ственного текста;

Формы
организации
1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

5
6

Официальные лица.
Права и обязанности журналистов.

2

7
8

Источники информации – человек,
документы, архива,
интернет, объявления, реклама. Материалы, присылаемые из организаций и фирм, письма. Как составлять
собственный архив.

2

9

Как находить нуж-

2

работы. Осваивать новые приёмы работы. Принимать учебную задачу; понимать смысл предлагаемой информации, действовать в соответствии
с ним.
Цель: Разъяснить основные права и обязанности
журналистов. Выяснить, кто является официальным лицом и как с ними работать.
Виды деятельности: Выполнять работу по инструкции. Проявлять учебно-познавательный интерес, догадку, стремление к познавательной самостоятельности. Прогнозировать необходимые
действия для получения практического результата, планировать работу. Творчески использовать
полученные знания и умения в практической работе.
Производить оценку выполненной работы.
Цель: Рассказать об основных источниках информации. Дать краткую характеристику и описать возможности каждого источника.
Рассказать о способах хранения информации.
Виды деятельности: Учащийся получит возможность познакомиться с особенностями профессии журналиста, его правами, обязанности,
получит представление о журналистской этике.
Познакомится с видами информации, методами
сбора (наблюдение, работа с документами,
интервью, беседа, анкетирование).
выделять альтернативные способы достижения
цели и выбирать наиболее эффективный способ.
Анализировать источники информации.
Находить источники интересной информации,
работать с документами.
Цель: Рассказать об основных способах добычи

П. Устанавливать аналогии.
К. Точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию.
Л. Эстетическое чувство на основе знакомства
с художественной культурой.
Р. Выполнять учебные действия в устной и
письменной форме.
П. Устанавливать
причинно-следственные
связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев
произведений; устанавливать аналогии.
К. Работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных.

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

Л. Ориентация в нравственном содержании
как собственных поступков, так и поступков
других людей;
эмпатия, понимание чувств других людей и
сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
Р. Самостоятельно оценивать правильность
выполненных
действий как по ходу их выполнения, так и в
результате
проведённой работы.
П. Сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям.
К. Точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию.
Л. Эстетическое чувство на основе знакомства

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

1. теоретиче-

10

ную информацию.

11
12

Чем является информация. Типы
информации.

2

13
14

Что такое лид?
Способы написания
лидов.

2

информации. Раскрыть технику работы с источниками информации.
Виды деятельности: Учащийся получит возможность познакомиться с основными жанрами
публицистики (очерк, литературно-критическая
статья, заметка, репортаж, статья, фельетон, интервью, эссе).вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической
формами речи.
Цель: Дать понятие информации. Рассмотреть ее
типологию.
Виды деятельности: Учащийся получит возможность познакомиться с основными жанрами
публицистики (очерк, литературно-критическая
статья, заметка, репортаж, статья, фельетон, интервью, эссе).вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической
формами речи.
Цель: Дать понятие лиду. Рассмотреть способы
их написания. Тренироваться в написании лидов.
Виды деятельности: Формирование умения оценивать ситуации из школьной жизни с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и
этических ценностей. Создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих
задач. Формирование умения выстраивать логическую цепочку при изложении материала на
страницах газеты. Формирование умение осуществлять планирование своей̆ деятельности и

с художественной культурой.
ское занятие
Р. Учитывать выделенные учителем ориенти- 2. практичеры действия при освоении нового художе- ское занятие
ственного текста;
П. Устанавливать аналогии.
К. Точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию.

Л. Эстетическое чувство на основе знакомства
с художественной культурой.
Р. Выполнять учебные действия в устной и
письменной форме.
П. Устанавливать
причинно-следственные
связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев
произведений; устанавливать аналогии.
К. Работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных.

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

Л. Эстетическое чувство на основе знакомства
с художественной культурой.
Р. Выполнять учебные действия в устной и
письменной форме.
П. Устанавливать
причинно-следственные
связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев
произведений; устанавливать аналогии.
К. Работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных.

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

15
16

Подготовка к интервью – сбор информации о личности, с которой хотим побеседовать, о
проблеме, которую
хотим обсудить.
Составление списка вопросов.

2

17
18

Тема для репортажа – актуальное
событие, заметка,
интересные люди,
по следам исторического события,
собственное участие.

2

корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий̆ на определенном этапе.
Цель: Дать представление об интервью. Рассмотреть банальные вопросы. Потренироваться в составление творческих вопросов.
Виды деятельности: Учащийся получит возможность научиться основам саморегуляции в
учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; самостоятельно проводить исследование на основе
применения методов наблюдения и эксперимента.
Составлять анкеты для интервью. Создавать собственный текст в различных жанрах художественной литературы и публицистики. Корректировать чужой и собственный текст.
Цель: Дать понятие теме репортажа. Рассмотреть
виды репортажа. Определиться в написании своего репортажа.
Виды деятельности: Учащийся получит возможность научиться основам саморегуляции в
учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; самостоятельно проводить исследование на основе
применения методов наблюдения и эксперимента.

Л. Устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
Р. Самостоятельно оценивать правильность
выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
• планировать собственную читательскую деятельность.
П. Осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды
библиотек и детские периодические печатные
издания;
К. Понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы.

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

Л. Устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
Р. Самостоятельно оценивать правильность
выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
• планировать собственную читательскую деятельность.
П. Осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды
библиотек и детские периодические печатные
издания;
К. Понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы.

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

19
20

Техника работы.

2

21
22

Техника письма.

2

Составлять анкеты для интервью. Создавать собственный текст в различных жанрах художественной литературы и публицистики. Корректировать чужой и собственный текст.
Цель: Рассмотреть основные техники работы
журналиста. Выбрать наиболее подходящую для
себя.
Виды деятельности: Учащийся получит возможность научиться основам саморегуляции в
учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; самостоятельно проводить исследование на основе
применения методов наблюдения и эксперимента.
Составлять анкеты для интервью. Создавать собственный текст в различных жанрах художественной литературы и публицистики. Корректировать чужой и собственный текст.
Цель: Рассмотреть технику письма журналиста.
Выявить особенности своей техники письма.
Виды деятельности: Учащийся получит возможность научиться основам саморегуляции в
учебной и познавательной деятельности в форме
осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; самостоятельно проводить исследование на основе
применения методов наблюдения и эксперимента.

Л. Устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
Р. Самостоятельно оценивать правильность
выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
• планировать собственную читательскую деятельность.
П. Осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды
библиотек и детские периодические печатные
издания;
К. Понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы.

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

Л. Устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
Р. Самостоятельно оценивать правильность
выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
• планировать собственную читательскую деятельность.
П. Осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды
библиотек и детские периодические печатные
издания;
К. Понимать относительность мнений и под-

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

23
24

Группирование
данных тематический центр, формулировка вспомогательных тезисов в
чёткой последовательности.

2

25
26

Заглавие в тексте.

2

27
28

Графическое
оформление текста.

2

Составлять анкеты для интервью. Создавать соб- ходов к решению поставленной проблемы.
ственный текст в различных жанрах художественной литературы и публицистики. Корректировать чужой и собственный текст.
Цель: Учить формулировать тезисы, выделять
Л. Эстетическое чувство на основе знакомства
среди них главные.
с художественной культурой.
Виды деятельности: Развитие творческих споР. Выполнять учебные действия в устной и
собностей̆ обучающихся. Формирование умение
письменной форме.
осуществлять планирование своей̆ деятельности и П. Устанавливать
причинно-следственные
корректировать выполнение задания в соответсвязи между словами, чувствами, побуждениствии с планом, условиями выполнения, резульями и поступками героев
татом действий̆ на определенном этапе.
произведений; устанавливать аналогии.
К. Работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных.
Цель: Рассмотреть типологию заглавия текста.
Л. Эстетическое чувство на основе знакомства
Виды деятельности: Воспринимать, анализирос художественной культурой.
вать и оценивать информацию.
Р. Выполнять учебные действия в устной и
Прогнозировать действия, необходимые для выписьменной форме.
полнения практической работы. Планировать ум- П. Устанавливать
причинно-следственные
ственные и практические действия.
связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев
произведений; устанавливать аналогии.
К. Работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных.
Цель: Дать понятие типологии оформления текЛ. Эстетическое чувство на основе знакомства
ста. Рассмотреть особенности графического
с художественной культурой.
оформления.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиВиды деятельности: Формирование умения оце- ры действия при освоении нового художенивать ситуации из школьной жизни с точки зре- ственного текста;
ния общечеловеческих норм, нравственных и
П. Устанавливать аналогии.
этических ценностей̆.
К. Точно и последовательно передавать партФормирование умения выбирать смысловые
нёру необходимую информацию.
установки для своих действий̆ и поступков.

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

29
30

Комментарий: презентация единого
факта.

31
32

Структура рецензии. Критика и рецензия.

33
34

Фельетон.

ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ – КОММЕНТАРИЙ, РЕЦЕНЗИЯ, ФЕЛЬЕТОН, ЭССЕ
2
Цель: Рассмотреть структуру, язык и разновидЛ. Эстетическое чувство на основе знакомства
ности комментария.
с художественной культурой.
Виды деятельности: Формирование умения Р. Учитывать выделенные учителем ориентиосуществлять сбор информации для газетного из- ры действия при освоении нового художедания, используя различные методы (анкетирова- ственного текста;
ние, опрос, интервью).
П. Устанавливать аналогии.
Формирование умения выстраивать логическую К. Точно и последовательно передавать партцепочку при изложении материала на страницах нёру необходимую информацию.
газеты.
Формирование практических навыков при выпуске школьного печатного издания (обучение кружковцев приёмам компьютерноӗ верстки газеты).
2
Цель: Рассмотреть структуру рецензии, ее типоЛ. Устойчивое стремление следовать в поведелогию и место в печати.
нии моральным нормам;
Виды деятельности: Воспринимать, анализироР. Самостоятельно оценивать правильность
вать и оценивать информацию.
выполненных действий как по ходу их выполАргументированно излагать свою точку зрения,
нения, так и в результате проведённой работы;
выслушивать мнение своих товарищей. Анализи- • планировать собственную читательскую деяровать и оценивать полученные результаты.
тельность.
Проявлять внимательное и уважительное отноП. Осуществлять поиск необходимой инфоршение к русскому языку. Упражнение обучаюмации, используя учебные пособия, фонды
щихся в осознанном и произвольном построение
библиотек и детские периодические печатные
речевого высказывания в устноӗ и письменной
издания;
форме. Развитие интереса к изучению русского
К. Понимать относительность мнений и подязыка, литературы, компьютерных технологий.
ходов к решению поставленной проблемы.
2

Цель: Дать характеристику фельетону. Рассмотреть его разновидности. Рассказать о мастерах
данного жанра.
Виды деятельности: Воспринимать, анализировать и оценивать информацию.
Аргументированно излагать свою точку зрения,

Л. Устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
Р. Самостоятельно оценивать правильность
выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
• планировать собственную читательскую дея-

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

35
36

Эссе.

2

37
38
39
40

Кем является Читатель.

4

выслушивать мнение своих товарищей. Анализи- тельность.
ровать и оценивать полученные результаты.
П. Осуществлять поиск необходимой инфорПроявлять внимательное и уважительное отномации, используя учебные пособия, фонды
шение к русскому языку. Упражнение обучаюбиблиотек и детские периодические печатные
щихся в осознанном и произвольном построение
издания;
речевого высказывания в устноӗ и письменной
К. Понимать относительность мнений и подформе. Развитие интереса к изучению русского
ходов к решению поставленной проблемы.
языка, литературы, компьютерных технологий.
Цель: Показать особенности в поиске источниЛ. Устойчивое стремление следовать в поведеков, выдвижении главного тезиса, определении
нии моральным нормам;
конструкции и особенности повествования.
Р. Самостоятельно оценивать правильность
Виды деятельности: Воспринимать, анализировыполненных действий как по ходу их выполвать и оценивать информацию.
нения, так и в результате проведённой работы;
Аргументированно излагать свою точку зрения,
• планировать собственную читательскую деявыслушивать мнение своих товарищей. Анализи- тельность.
ровать и оценивать полученные результаты.
П. Осуществлять поиск необходимой инфорПроявлять внимательное и уважительное отномации, используя учебные пособия, фонды
шение к русскому языку. Упражнение обучаюбиблиотек и детские периодические печатные
щихся в осознанном и произвольном построение
издания;
речевого высказывания в устноӗ и письменной
К. Понимать относительность мнений и подформе. Развитие интереса к изучению русского
ходов к решению поставленной проблемы.
языка, литературы, компьютерных технологий.
НЕТГАЗЕТЫ БЕЗ ЧИТАТЕЛЕЙ
Цель: Объяснить, как анализировать поступаюЛ. Ориентация в нравственном содержании
щую информацию об аудитории нашего издания, как собственных поступков, так и поступков
как ее использовать для нужд газеты.
других людей; эмпатия, понимание чувств
Виды деятельности: Воспринимать, анализиродругих людей и сопереживание им, выражаювать и оценивать информацию.
щееся в конкретных поступках;
Аргументированно излагать свою точку зрения,
Р. Самостоятельно оценивать правильность
выслушивать мнение своих товарищей. Анализи- выполненных действий как по ходу их выполровать и оценивать полученные результаты.
нения, так и в результате проведённой работы.
Проявлять внимательное и уважительное отноП. Сравнивать произведения и их героев, класшение к русскому языку. Упражнение обучаюсифицировать произведения по заданным кри-

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

41
42
43
44

Фотоинвентарь и
его использование.
Фоторепортаж.
Снимок – символ.

4

45
46

Авторские и смежные права.

2

47

Редакция.

2

щихся в осознанном и произвольном построение
териям.
речевого высказывания в устноӗ и письменной
К. Точно и последовательно передавать партформе. Развитие интереса к изучению русского
нёру необходимую информацию.
языка, литературы, компьютерных технологий.
ПЕЧАТНАЯ ФОТОГРАФИЯ
Цель: Научить участников кружка искусству фо- Л. Ориентация в нравственном содержании
тографии для прессы, познакомить с правовым
как собственных поступков, так и поступков
механизмом, присущим работе фотографа СМИ.
других людей; эмпатия, понимание чувств
Виды деятельности: Развитие творческих сподругих людей и сопереживание им, выражаюсобностей̆ обучающихся. Формирование умение
щееся в конкретных поступках;
осуществлять планирование своей̆ деятельности и Р. Самостоятельно оценивать правильность
корректировать выполнение задания в соответвыполненных действий как по ходу их выполствии с планом, условиями выполнения, резульнения, так и в результате проведённой работы.
татом действий̆ на определенном этапе.
П. Сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям.
К. Точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию.
Цель: Научить участников кружка искусству фо- Л. Ориентация в нравственном содержании
тографии для прессы, познакомить с правовым
как собственных поступков, так и поступков
механизмом, присущим работе фотографа СМИ.
других людей; эмпатия, понимание чувств
Виды деятельности: Развитие творческих сподругих людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
собностей̆ обучающихся. Формирование умение
осуществлять планирование своей̆ деятельности и Р. Самостоятельно оценивать правильность
корректировать выполнение задания в соответвыполненных действий как по ходу их выполствии с планом, условиями выполнения, резульнения, так и в результате проведённой работы.
татом действий̆ на определенном этапе.
П. Сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям.
К. Точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию.
КТО И ЗА ЧТО ОТВЕЧАЕТ В РЕДАКЦИИ
Цель: Познакомить со структурой существуюЛ. Устойчивое стремление следовать в поведе-

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

1. теоретиче-

48

49
50

Как планировать
номер.

2

51
52

Правка и редактирование текстов.

4

щих редакций, а в более широком смысле – изда- нии моральным нормам;
тельств.
Р. Самостоятельно оценивать правильность
Виды деятельности: Формирование умения оце- выполненных действий как по ходу их выполнивать ситуации из школьной жизни с точки зре- нения, так и в результате проведённой работы;
ния общечеловеческих норм, нравственных и
• планировать собственную читательскую деяэтических ценностей. Создание атмосферы сотельность.
трудничества кружковцев при решении общих
П. Осуществлять поиск необходимой инфорзадач. Формирование умения выстраивать логимации, используя учебные пособия, фонды
ческую цепочку при изложении материала на
библиотек и детские периодические печатные
страницах газеты. Формирование умение осуиздания;
ществлять планирование своей̆ деятельности и
К. Понимать относительность мнений и подкорректировать выполнение задания в соответходов к решению поставленной проблемы.
ствии с планом, условиями выполнения, результатом действий̆ на определенном этапе.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В РЕДАКЦИИ
Цель: Объяснить смысл планирования и редакЛ. Устойчивое стремление следовать в поведетирования, функционирования производственно- нии моральным нормам;
Р. Самостоятельно оценивать правильность
го отдела.
Виды деятельности: Формирование умения оце- выполненных действий как по ходу их выполнивать ситуации из школьной жизни с точки зре- нения, так и в результате проведённой работы;
• планировать собственную читательскую деяния общечеловеческих норм, нравственных и
тельность.
этических ценностей. Создание атмосферы сотрудничества кружковцев при решении общих
П. Осуществлять поиск необходимой инфорзадач. Формирование умения выстраивать логимации, используя учебные пособия, фонды
ческую цепочку при изложении материала на
библиотек и детские периодические печатные
издания;
страницах газеты. Формирование умение осуществлять планирование своей̆ деятельности и
К. Понимать относительность мнений и подкорректировать выполнение задания в соответходов к решению поставленной проблемы.
ствии с планом, условиями выполнения, результатом действий̆ на определенном этапе.
Цель: Объяснить смысл планирования и редакЛ. Устойчивое стремление следовать в поведетирования, функционирования производственно- нии моральным нормам;
го отдела.
Р. Самостоятельно оценивать правильность

ское занятие
2. практическое занятие

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

1. теоретическое занятие
2. практиче-

53
54

55
56

57
58

Виды деятельности: Воспринимать, анализировать и оценивать информацию.
Прогнозировать действия, необходимые для выполнения практической работы.
Планировать умственные и практические действия.

выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;
• планировать собственную читательскую деятельность.
П. Осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды
библиотек и детские периодические печатные
издания;
К. Понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы.
LAYOUT, ИЛИ ПРОЕКТ ГРАФИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ПЕЧАТНОГО ИЗДАНИЯ
Типы газет.
2
Цель: Продолжить знакомство с лэйаутом, пред- Л. Ориентация в нравственном содержании
ставить очередные типографические элементы,
как собственных поступков, так и поступков
навыки, использования которых пригодятся в
других людей; эмпатия, понимание чувств
практической деятельности журналиста.
других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
Виды деятельности: Воспринимать, анализировать и оценивать информацию.
Р. Самостоятельно оценивать правильность
Прогнозировать действия, необходимые для вывыполненных действий как по ходу их выполполнения практической работы.
нения, так и в результате проведённой работы.
Планировать умственные и практические дейП. Сравнивать произведения и их героев, класствия.
сифицировать произведения по заданным критериям.
К. Точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию.
РЕКЛАМА В ПЕЧАТИ
Рекламный текст в
2
Цель: Показать важность сосуществования журЛ. Устойчивое стремление следовать в поведепечати.
налистики и рекламы, проинформировать о разнии моральным нормам;
новидностях и функциях последней, а также о
Р. Самостоятельно оценивать правильность
проблемах, которые появляются при сотрудниче- выполненных действий как по ходу их выполстве рекламистов и работников СМИ.
нения, так и в результате проведённой работы;
Познакомить с журналистской этикой.
• планировать собственную читательскую деяВиды деятельности:
тельность.
П. Осуществлять поиск необходимой инфор-

ское занятие

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

59
60
61
62

Как избежать крипторекламы, как ее
нейтрализовать.
Спонсоринг, бартерная договоренность.

4

63
64
65
66

Язык рекламных
текстов.
Профессиональная
этика.

4

67
68

Как основать свою
газету.

1

Цель: Показать важность сосуществования журналистики и рекламы, проинформировать о разновидностях и функциях последней, а также о
проблемах, которые появляются при сотрудничестве рекламистов и работников СМИ.
Познакомить с журналистской этикой.
Виды деятельности: Развитие творческих способностей̆ обучающихся. Формирование умение
осуществлять планирование своей̆ деятельности и
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий̆ на определенном этапе.
Цель: Показать важность сосуществования журналистики и рекламы, проинформировать о разновидностях и функциях последней, а также о
проблемах, которые появляются при сотрудничестве рекламистов и работников СМИ.
Познакомить с журналистской этикой.
Виды деятельности: Развитие творческих способностей̆ обучающихся. Формирование умение
осуществлять планирование своей̆ деятельности и
корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий̆ на определенном этапе.
РЕЗЮМЕ КУРСА
Цель: В общих чертах повторить материал курса,
заострив внимание на наиболее существенных
вопросах деятельности журналиста и СМИ в це-

мации, используя учебные пособия, фонды
библиотек и детские периодические печатные
издания;
К. Понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы.
Л. Эстетическое чувство на основе знакомства
с художественной культурой.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
П. Устанавливать аналогии.
К. Точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию.

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

Л. Эстетическое чувство на основе знакомства
с художественной культурой.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
П. Устанавливать аналогии.
К. Точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию.

1. теоретическое занятие
2. практическое занятие

Л. Ориентация в нравственном содержании
как собственных поступков, так и поступков
других людей; эмпатия, понимание чувств

1. теоретическое занятие
2. практиче-

лом. Объяснить, каким образом основать собственное печатное издание.
Виды деятельности: Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.

других людей и сопереживание им, выражаю- ское занятие
щееся в конкретных поступках;
Р. Самостоятельно оценивать правильность
выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы.
П. Сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям.
К. Точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию.
Итого: 68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».