MI'rHlrcrepcrno odpa3oBaHr.rfl rr MoJroAelr(nofi nolururcn CnepA.[oscrcofi o6.nacru
focyAapcrBeHuoe 6roAxernoe o6ueo6pa3oBareJrbuoe yqpelnAeulre CnepA.noscKofi od.nacrn
<
Cor"rraconaHo:
Paccmorpeuo:
Coserold yqpexAeHr.rs
fleAaroru.{ecKr4M coBeroM
llporoxor or <> 08 20
flporoxon or
Ns /f
fEOy
<<,lA
>
0
f
20
4,L r.
.Ns
l.
Vrne
lZ
Iu
r.
(E
flo"uoxeHr{e o Boc[r.rrareJrbHofi pa6ore B
CO (EIIIW ilns Aerefi, Hylrqarcuuxcq B AJrr{TeJrbHoM
2022
JrerreHr{u>>
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о воспитательной работе (далее – положение) устанавливает особенности
организации воспитательной деятельности педагогических работников ГБОУ СО «ЕШИ для детей,
нуждающихся в длительном лечении» (далее – школа) с целью создания единого воспитательного
пространства, направленного на развитие личности учащихся, создание условий для
самоопределения и социализации учащихся на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и
государства.
1.2. Положение разработано в соответствии со следующим:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
• приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
• приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;
• приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
• приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
• письмом Минпросвещения от 12.05.2020 № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях»;
• письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании государственных
символов Российской Федерации».
• приказом
1.3. Положение регламентирует содержание и порядок организации воспитательного процесса в
школе, в том числе в рамках классного руководства как отдельного вида деятельности,
конкретизирует их с учетом контекстных условий работы, сложившегося распределения полномочий
и ответственности при осуществлении воспитания между педагогическими работниками.
2. Цели и принципы воспитательной работы в школе
2.1. Цель воспитательной работы школы – развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации учащихся на основе социокультурных, духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа России, природе и окружающей среде.
2.2. Воспитательный процесс в школе осуществляется в целях формирования и развития личности
совместно с семейными, общественными и социокультурными институтами.
2.3. Педагогический коллектив является основным субъектом, обеспечивающим достижение целей
личностного развития и воспитания в рамках реализации образовательных программ школы.
2.4. Ключевая роль в воспитательной работе школы отводится тем педагогам, деятельность которых
одновременно связана с классным руководством и обеспечением постоянного педагогического
сопровождения группы учащихся, объединенных в одном учебном классе.
2.5. Принципами организации социально значимых задач и содержания воспитания и успешной
социализации учащихся являются:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
опора на духовно-нравственные ценности народов России, исторические и национальнокультурные традиции;
организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России;
нравственный пример педагогического работника;
интегративность программ воспитания;
социальная востребованность воспитания;
поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных
представителей) несовершеннолетних учащихся;
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе
гарантий доступности ресурсов системы образования;
кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства,
образовательных и научных организаций).
3. Организация воспитательной работы в школе
3.1. Воспитание учащихся при освоении ими основных образовательных программ школы
осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы
воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых школой
самостоятельно.
3.2. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы
имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей, представительные органы
обучающихся (при их наличии).
3.3. Воспитание осуществляется всеми участниками образовательного процесса: педагогами, детьми,
родителями.
3.4. Центральной фигурой, координирующей воспитательную работу с учащимися, является
классный руководитель и воспитатель группы продленного дня. Они оказывают педагогическую
поддержку родителям, взаимодействуют с другими педагогами, администрацией школы по вопросам
воспитания детей. Задача классных руководителей и воспитателей создавать условия для
самовоспитания ребёнка, проявления личностной свободы в освоении им своей главной социальной
роли человека.
3.5. Организационную и методическую помощь классным руководителям оказывают заместитель
директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе,
социальный педагог.
4. Особенности воспитательной работы классных руководителей
4.1. Специфика осуществления классного руководства состоит в достижении воспитательных целей
и задач, реализующихся соответствующим педагогическим работником как в отношении каждого
учащегося, так и в отношении класса как микросоциума. Классный руководитель учитывает
индивидуальные возрастные и личностные особенности, образовательные запросы, состояние
здоровья, семейные условия жизни учащихся, а также характеристики класса как уникального
ученического сообщества с определенными межличностными отношениями и групповой динамикой.
4.2. Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, взаимодействует с семьями
учащихся, другими педагогическими работниками школы, взаимодействующими с учениками его
класса, а также администрацией общеобразовательной организации. Классный руководитель также
взаимодействует с внешними партнерами, способствующими достижению принятых целей
воспитания учащихся.
4.3. В деятельности, связанной с классным руководством, выделяются инвариантная и вариативная
части.
4.3.1. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и
охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых – традиционных и
актуальных – задач воспитания и социализации учащихся.
Инвариантная часть содержит следующие блоки:
1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации учащихся в классе,
включая:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого
учащегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости;
обеспечение включенности всех учащихся в воспитательные мероприятия по
приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
содействие успешной социализации учащихся путем организации мероприятий и видов
деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно
значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского
движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;
осуществление индивидуальной поддержки каждого учащегося класса на основе изучения
его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного
воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье;
выявление и поддержку учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание
помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том
числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
выявление и педагогическую поддержку учащихся, нуждающихся в психологической
помощи;
профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления
вредных для здоровья веществ;
формирование навыков информационной безопасности;
содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами
мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
поддержку талантливых учащихся, в том числе содействие развитию их способностей;
обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов учащихся, в том числе
гарантий доступности ресурсов системы образования.
2. Деятельность по воспитанию и социализации учащихся, осуществляемая с классом как
социальной группой, включая:
•
•
•
•
изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование
благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в
полиэтнической, поликультурной среде;
формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к
национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни,
активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны;
признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной,
исследовательской, творческой и иной деятельности;
организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия учащихся, в
том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и
образовательных проектов;
•
•
выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозы
физическому и психическому здоровью учащихся;
профилактику девиантного и асоциального поведения учащихся, в том числе всех форм
проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.
3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными
представителями) несовершеннолетних учащихся, включая:
•
•
•
•
привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах учащихся
в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных
условий для развития личности каждого ребенка;
регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях
осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных
содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях
жизни класса;
координацию
взаимосвязей
между
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетних учащихся и другими участниками образовательных отношений;
содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных
представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной
помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей.
4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом,
включая:
•
•
•
•
•
•
•
взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых
педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию с учетом
особенностей условий деятельности школы;
взаимодействие с администрацией школы и учителями учебных предметов по вопросам
контроля и повышения результативности учебной деятельности учащихся и класса в целом;
взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами
дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей учащихся,
их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных
траекторий личностного развития;
взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного
образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности:
интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную,
художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
взаимодействие с педагогом-организатором, педагогом-библиотекарем, педагогами
дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения учащихся
класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и
каникулярных мероприятий;
взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией школы по вопросам
профилактики девиантного и асоциального поведения учащихся;
взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками школы (социальным
педагогом, педагогом-психологом, тьютором и др.) с целью организации комплексной
поддержки учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными
партнерами, включая:
•
•
участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению
учащихся;
участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и
социализации учащихся в рамках социально-педагогического партнерства с привлечением
•
организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и
образовательных организаций;
участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в
трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб,
правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного
образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса.
6. Составление и ведение классным руководителем плана работы, составленного на основе рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы основной образовательной
программы соответствующего уровня.
4.3.2. Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от
конкретных условий работы классного руководителя. Например, в классе с устойчиво низкими
результатами обучения вариативный блок воспитательной работы классного руководителя может
быть связан с развитием учебной мотивации у учащихся, координации работы учителейпредметников, вовлечения семьи в образовательную деятельность учащихся и т.д.
Вариативная часть оформляется классным руководителем в его планах работы.
4.4. Классный руководитель самостоятельно выбирает формы и технологии работы с учащимися и
родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся, в том числе:
•
•
•
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной
помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проекты,
ролевые игры, дебаты и др.);
коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, образовательный
туризм, слеты, соревнования, квесты и игры, родительские собрания и др.).
5. Особенности воспитательной работы в группе продленного дня
5.1. Решение об открытии группы продленного дня и о режиме пребывания в ней детей принимается
школой с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся в порядке,
определенном уставом школы. В группе продленного дня осуществляются присмотр и уход за
детьми, их воспитание и подготовка к учебным занятиям, а также могут проводиться физкультурнооздоровительные и культурные мероприятия. Наполняемость групп продленного дня
устанавливается в соответствие с санитарными нормами.
5.2. Целью организации ГПД в школе является обеспечение дифференцированной педагогической
поддержки различных категорий учащихся, ускорению их адаптации к условиям школьной жизни,
социальной защиты обучающихся.
5.3. В задачи ГПД входит:
- организация занятий по самоподготовке школьников;
- организация мероприятий направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся;
- организация внеурочной деятельности по ФГОС во второй половине дня;
- организация досуга во второй половине дня;
- развитие интересов, способностей и дарований школьников, воспитание у них интереса к знаниям,
пытливости и любознательности, инициативы и самостоятельности.
5.4. Порядок комплектования и организации деятельности ГПД.
5.4.1. Комплектование ГПД осуществляется на основе заявлений родителей (законных
представителей) обучающихся. Списочный состав групп утверждается приказом директора школы
по состоянию на 1 сентября.
5.4.2 Обучающиеся зачисляются в ГПД с 1 сентября по 31 мая текущего учебного года.
5.4.3. Досрочное отчисление учащихся из ГПД осуществляется приказом директора школы: на
основании заявления родителей (законных представителей) учащихся; отчисление за грубые
нарушения устава школы (непосещение в течение определенного времени занятий без уважительных
причин (прогулы); оскорбление участников образовательного процесса и посетителей школы
(оскорбление в форме грубых высказываний и использования не нормативной лексики);
неправомерное поведение, приводящее к нарушению образовательного процесса (срыв уроков,
мероприятий); применение физического или психического насилия к участникам образовательного
процесса; употребление и распространение алкоголя, табачных изделий, наркотических и
психотропных веществ.
5.4.4. Деятельность ГПД регламентируется Положением о группе продленного дня ГБОУ СО «ЕШИ
для детей, нуждающихся в длительном лечении», режимом работы ГПД, планом работы, которые
утверждаются директором школы и контролируются заместителем директора по ВР, курирующего
образовательную и воспитательную деятельность в ГПД.
5.4.5. В ГПД сочетается двигательная активность воспитанников на воздухе (прогулка, подвижные и
спортивные игры, общественно-полезный труд) после проведения внеурочных занятий по ФГОС и
до начала самоподготовки с их участием в мероприятиях эмоционального, развивающего характера
(занятия по дополнительному образованию, воспитательные мероприятия);
5.5. В школе организуется горячее питание для воспитанников ГПД за счет бюджетных средств;
5.6. К проведению воспитанниками ГПД внеурочной образовательно-воспитательной работы в
рамках ФГОС
могут привлекаться родители учащихся, педагоги-организаторы, учителяпредметники; к дополнительному образованию в ГПД - библиотекарь, педагог-психолог, социальный
педагог;
5.7. Медицинское обслуживание в ГПД обеспечивается в рамках школьного медицинского пункта;
5.6. Медицинские работники проводят в ГПД лечебно-профилактические мероприятия,
направленные на оздоровление и правильное развитие детей, осуществляют контроль за качеством
питания учащихся и выполнением режима дня, организуют совместно и педагогами школы
необходимые санитарно-гигиенические мероприятия и в своей работе руководствуются указаниями
Министерства здравоохранения и Министерства образования РФ.
6. Особенности организации внеурочной деятельности и порядок посещения мероприятий
обучающимися
6.1. Внеурочная деятельность организуется в соответствии с режимом школы.
6.2. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий в соответствии с
ежегодно утверждаемым планом работы школы.
6.3. Обучающиеся, их родители (законные представители) участвуют в выборе направлений и форм
внеурочной деятельности из предложенных учреждением.
6.4. При организации любых мероприятий (выход за территорию школы, экскурсии, массовые
общешкольные мероприятия) с обучающимися проводятся инструктажи с записью в журнале.
6.5. К участию в трудовой деятельности (общешкольный субботник, генеральная уборка в классе
т.д.) обучающиеся привлекаются с письменного согласия родителей (законных представителей).
6.6. Занятия внеурочной деятельности (мероприятия) могут проводиться педагогами школы,
учреждениями дополнительного образования, родителями/законными представителями.
6.7. Учет занятости обучающихся внеурочной деятельностью осуществляется воспитателем ГПД,
руководителями кружков в отдельном журнале учета часов внеурочной деятельности (в бумажном
или электронном виде). Журнал учета содержит следующую информацию: дата проведения занятия,
класс, ФИ обучающихся, ФИО педагога, тема занятия. Содержание занятий в журнале должно
соответствовать содержанию программы внеурочной деятельности, рабочей программе педагога.
Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-измерительных процедур.
7. Особенности применения государственной символики в воспитательной работе ГБОУ СО
«ЕШИ для детей, нуждающихся в длительном лечении»
7.1. Подъем (вынос) Государственного флага РФ в ГБОУ СО «ЕШИ для детей, нуждающихся в
длительном лечении» осуществляется каждый понедельник в начале еженедельной общешкольной
линейки в соответствии со Стандартом церемонии поднятия (спуска) Государственного флага
Российской Федерации. Спуск Государственного флага РФ осуществляется каждую пятницу после 7го урока.
5.2. Вынос Государственного флага РФ в ГБОУ СО «ЕШИ для детей, нуждающихся в длительном
лечении» осуществляется при проведении торжественных, организационных, воспитательных,
конкурсных мероприятий, в том числе мероприятий модуля «Основные школьные дела», а также во
время церемоний награждения. Вынос Государственного флага РФ сопровождается исполнением
Государственного гимна РФ.
5.3. Подъем, спуск и вынос Государственного флага РФ осуществляет школьный знаменный отряд. В
состав школьного знаменного отряда могут входить обучающиеся 5–9-х классов,
добившиеся выдающихся результатов в учебной, научной, спортивной, творческой и иной
деятельности. Состав школьного знаменного отряда утверждается приказом директора в начале
учебного года.
5.4. Исполнение Государственного гимна РФ осуществляется:
•
•
•
•
перед первым уроком в день начала нового учебного года;
по понедельникам перед первым уроком в начале проведения еженедельной общешкольной
линейки;
при проведении торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных
мероприятий, в том числе мероприятий модуля «Основные школьные дела»;
при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным и
муниципальным праздникам.