Рабочая программа воспитания НОО ГБОУ СО ЕШИ для детей, нуждающихся в длительном лечении

Mt'IHucrepcrno o6pa3oBaH[fl r{ MoJroAe}Knoft no.tururu CnepA.loscKofi o6.nacu

f ocyaapcrBeggoe drcAxerHoe obqeo6pa3oBareJrbHoe yqpexAenun CnepA.uoncnoft
o6,racru <

Paccnorpeso rE oAo6peso
coseror\a yr{pexAeHu.{

flporoxo,r
Ns -U

or <> Uf

ZV_?r.

ilu

T{OM JIEIIEHI,II4)

B.M. Canenros

Corrlacoeauo
sa lleAaroruqecKoM coBere

flporoxor
"l\!l -/

YTBEP}I{AEHO
trr |EOV CO
HyxAtuoulrxct
,

ot <./C> Q(

20{!r.

PAEOTIA.tr IPOTPAMMA BOCIIMTAHITfl
rraqaJrbHoro ooqero ooparoBaHlrfl

Exareprari6ypr ,2024

Оглавление
Пояснительная записка ........................................................................................... 2
1. Целевой раздел .................................................................................................... 3
2. Содержательный раздел ................................................................................... 10
2.1. Уклад образовательной организации ........................................................ 10
2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности ................... 16
3. Организационный раздел ................................................................................. 33
3.1. Кадровое обеспечение ................................................................................ 33
3.2. Нормативно-методическое обеспечение .................................................. 34
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями ................................................................... 35
3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся ................................................................... 36
3.5. Анализ воспитательного процесса в ГБОУ СО «ЕШИ для детей,
нуждающихся в длительном лечении» ............................................................ 38

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания ООП НОО ГБОУ СО «ЕШИ для детей,
нуждающихся в длительном лечении» (далее – Программа воспитания)
разработана на основе Федеральной рабочей программы воспитания для
общеобразовательных организаций. Данная программа основывается на
единстве и преемственности образовательного процесса всех уровней общего
образования, соотносится с рабочими программами воспитания для
образовательных организаций дошкольного и среднего профессионального
образования.
Программа воспитания:
•

предназначена

для

планирования

и

организации

системной

воспитательной деятельности в ГБОУ СО «ЕШИ для детей,
нуждающихся в длительном лечении»;
•

разработана с участием коллегиальных органов управления ГБОУ СО
«ЕШИ для детей, нуждающихся в длительном лечении», в том числе
Совета

школьного

самоуправления,

Совета

Учреждения,

и

утверждена педагогическим советом школы;
•

реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности,
осуществляемой совместно с семьей и другими участниками
образовательных отношений, социальными институтами воспитания;

•

предусматривает

приобщение

обучающихся

к

российским

традиционным духовным ценностям, включая ценности своей
этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в
российском

обществе

на

основе

российских

базовых

конституционных норм и ценностей;
•

предусматривает

историческое

просвещение,

формирование

российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
2

В соответствии с особенностями ГБОУ СО «ЕШИ для детей, нуждающихся в
длительном

лечении»

внесены

изменения

в

содержательный

и

организационный разделы программы воспитания. Изменения связаны с
особенностями

организационно-правовой

формы,

контингентом

обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью
образовательной программы, в том числе предусматривающей особые
образовательные потребности обучающихся.
1. Целевой раздел
1.1. Содержание воспитания обучающихся в ГБОУ СО «ЕШИ для детей,
нуждающихся

в

длительном

лечении»

определяется

содержанием

традиционных российских базовых (гражданских, национальных) норм и
ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти
ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания
обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся
включает

традиционные

российские

духовно-нравственные

ценности

культуры, традиционных религий народов России.
1.2. Воспитательная деятельность в ГБОУ СО «ЕШИ для детей, нуждающихся
в длительном лечении» планируется и осуществляется в соответствии с
приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной
задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества,
готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.3. Цель воспитания обучающихся в ГБОУ СО «ЕШИ для детей,
нуждающихся в длительном лечении»:
•

развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия,
ответственного отношения к труду и его результатам, создание
3

условий

для

самоопределения

и

социализации

на

основе

социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных
ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
•

формирование

у

обучающихся

чувства

патриотизма,

гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
1.4. Задачи воспитания обучающихся в ГБОУ СО «ЕШИ для детей,
нуждающихся в длительном лечении»:
•

усвоение

обучающимися

знаний

норм,

духовно-нравственных

ценностей, традиций, которые выработало российское общество
(социально значимых знаний);
•

формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);

•

приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных
социальных отношений, применения полученных знаний;

•

достижение личностных результатов освоения общеобразовательных
программ в соответствии с ФГОС НОО.

1.5. Личностные результаты освоения обучающимися образовательных
программ включают:
•

осознание российской гражданской идентичности;

•

сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;

•

готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
4

•

наличие

мотивации

к

целенаправленной

социально

значимой

деятельности;
•

сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

1.6.

Воспитательная

планируется

и

деятельность

в

осуществляется

образовательной

на

основе

организации

аксиологического,

антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного,
личностно ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей
и

взрослых,

следования

нравственному

примеру,

безопасной

жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
1.7. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной
деятельности образовательной организации по основным направлениям
воспитания в соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся
руководствоваться

ценностями

и

приобретать

первоначальный

опыт

деятельности на их основе, в том числе в части:
1) гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской
Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве
и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам,
свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической
культуры;
2) патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному
краю, Родине, своему народу, уважении к другим народам России;
исторического просвещения, формирования российского национального
исторического сознания, российской культурной идентичности;
3) духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной
культуры

народов

России,

традиционных
5

религий

народов

России,

формирования традиционных российских семейных ценностей; воспитания
честности,

доброты,

милосердия,

справедливости,

дружелюбия

и

взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
4) эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей,
приобщения к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
5) физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие
физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья,
навыков безопасного поведения в природной и социальной

среде,

чрезвычайных ситуациях;
6) трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на
трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
7)

экологического

воспитания,

способствующего

формированию

экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе,
окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей,
навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
8) ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления
к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учетом личностных интересов и общественных
потребностей.
1.8. Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП НОО
установлены ФГОС НОО.
6

На основании этих требований в данном разделе представлены целевые
ориентиры результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на
достижение которых должна быть направлена деятельность педагогического
коллектива для выполнения требований ФГОС НОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских,
конституциональных)

ценностей,

обеспечивают

единство

воспитания,

воспитательного пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования.
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
•

знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине – России, ее территории, расположении;

•

сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам;

•

понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и
будущему родного края, своей Родины – России, Российского
государства;

•

понимающий значение гражданских символов (государственная
символика России, своего региона), праздников, мест почитания
героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение;

•

имеющий первоначальные представления о правах и ответственности
человека в обществе, гражданских правах и обязанностях;

•

принимающий участие
организации,

в

в жизни класса, общеобразовательной

доступной

по

деятельности.
2. Духовно-нравственное воспитание:

7

возрасту

социально

значимой

•

уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего
народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной
принадлежности;

•

сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека;

•

доброжелательный,
оказывать

проявляющий

помощь,

сопереживание,

выражающий

готовность

неприятие

поведения,

причиняющего физический и моральный вред другим людям,
уважающий старших;
•

умеющий

оценивать

нравственным

поступки

нормам,

с

позиции

осознающий

их

соответствия

ответственность

за

свои

поступки;
•

владеющий

представлениями

о

многообразии

языкового

и

культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки
общения с людьми разных народов, вероисповеданий;
•

сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы,
родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.

3. Эстетическое воспитание:
•

способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей;

•

проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре;

•

проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.

4.

Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

эмоционального благополучия:
•

бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий
основные правила здорового и безопасного для себя и других людей
образа жизни, в том числе в информационной среде;
8

и

•

владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе;

•

ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом;

•

сознающий

и

принимающий

свою

половую

принадлежность,

соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с
учетом возраста.
5. Трудовое воспитание:
•

сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества;

•

проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление;

•

проявляющий интерес к разным профессиям;

•

участвующий в различных видах доступного по возрасту труда,
трудовой деятельности.

6. Экологическое воспитание:
•

понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от
природы, влияние людей на природу, окружающую среду;

•

проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;

•

выражающий готовность в своей деятельности придерживаться
экологических норм.

7. Ценность научного познания:
•

выражающий

познавательные

интересы,

активность,

любознательность и самостоятельность в познании, интерес и
уважение к научным знаниям, науке;
•

обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы,
связи живой и неживой природы, о науке, научном знании;
9

•

имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественно-научной и гуманитарной областях
знания.
2. Содержательный раздел

2.1. Уклад образовательной организации
В данном разделе раскрываются основные особенности уклада ГБОУ СО
«ЕШИ для детей, нуждающихся в длительном лечении». Уклад задает порядок
жизни школы и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие
особенности воспитательного процесса. Уклад ГБОУ СО «ЕШИ для детей,
нуждающихся в длительном лечении» удерживает ценности, принципы,
нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе
которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства
воспитания, отражающие самобытный облик ГБОУ СО «ЕШИ для детей,
нуждающихся в длительном лечении» и его репутацию в окружающем
образовательном пространстве, социуме.
Характеристики уклада, особенностей условий воспитания в ГБОУ СО
«ЕШИ для детей, нуждающихся в длительном лечении»
Особенностью организации образовательного процесса в ГБОУ СО
«ЕШИ для детей, нуждающихся в длительном лечении» является создание
условий для сохранения и укрепления здоровья детей, нуждающихся в
длительном лечении и обеспечение условий личностного и социального
развития каждого ребенка. Образовательный процесс ведётся в режиме
круглосуточного пребывания детей при пятидневной учебной неделе.
Распорядок дня предусматривает оздоровление и консервативное лечение
болезней опорно – двигательной системы: сколиоза, кифоза, кифосколиоза и
т.д. (ортопедический режим на уроках, массаж, физиопроцедуры, ЛФК,
прогулка, дневной сон).

10

Процесс воспитания в школе основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов
яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел обучающихся и педагогов, как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как
условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в школе являются следующие:
- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых
для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является
коллективная

разработка,

коллективное

планирование,

коллективное

проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность
между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное
взаимодействие школьников, а также их социальная активность;

11

- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, студий, секций на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе являются классный
руководитель, воспитатель, реализующие по отношению к детям защитную,
личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении
конфликтов) функции.
Источниками положительного влияния на детей прежде всего являются
педагоги школы, которые грамотно организуют образовательный процесс, о
чем свидетельствует позитивная динамика результатов деятельности по
качеству обеспечиваемого образования. Педагоги школы – специалисты с
продуктивным опытом педагогической практики и молодые педагоги с
достаточно высоким уровнем творческой активности и профессиональной
инициативы. В педагогической команде имеются квалифицированные
специалисты, необходимые для сопровождения всех категорий обучающихся
в школе.
Возможные отрицательные источники влияния на детей: социальные
сети, компьютерные игры, а также отдельные родители с низким
воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием своего
ребенка.
На 2024/25 учебный год ГБОУ СО «ЕШИ для детей, нуждающихся в
длительном лечении» заключила договоры о социальном партнерстве со
следующими учреждениями культуры и искусства: ГБУК СО «Центр
традиционной народной культуры Среднего Урала»; МБУК «Муниципальное
объединение библиотек г. Екатеринбурга» библиотека № 31; МБУК ДО
ЕДХШ им.А.И. Корзухина; МБУК ДО ЕДМШ №8; НОО «Фонд поддержки
талантливых детей и молодежи «Золотое сечение».
Цель ГБОУ СО «ЕШИ для детей, нуждающихся в длительном
лечении» в самосознании педагогического коллектива: воспитание
12

высоконравственных,
принимающих

творческих,

судьбу

компетентных

Отечества

как

свою

граждан

личную,

России,

осознающих

ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененных в
духовных и культурных традициях многонационального народа России.
В нашей школе существуют традиции: линейки, посвященные Дню знаний и
Последнему звонку, день самоуправления в честь Дня учителя, новогодние
огоньки, спортивно-патриотическая игра «Зарница», смотр строя и песни, шоу
талантов «Самоцветы», «Широкая масленица», мероприятия ко Дню Победы.
Основные традиции воспитания в ГБОУ СО «ЕШИ для детей, нуждающихся
в длительном лечении»:
•

стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
основные школьные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогических работников;

•

важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых
для воспитания других совместных дел педагогических работников и
обучающихся является коллективная разработка, коллективное
планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их
результатов;

•

в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от
пассивного наблюдателя до организатора);

•

в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность
между

классами,

поощряется

конструктивное

межвозрастное

взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
•

педагогические работники школы ориентируются на формирование
коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и
иных детских объединений, на установление в них доброжелательных
и товарищеских взаимоотношений;

•

ключевыми фигурами воспитания в школе являются классный
руководитель и воспитатель, реализующие по отношению к
13

обучающимся

защитную,

личностно

развивающую,

организационную, посредническую (в разрешении конфликтов)
функции.
Значимые для воспитания всероссийские проекты и программы, в
которых ГБОУ СО «ЕШИ для детей, нуждающихся в длительном лечении»
принимает участие:
1. Всероссийская

Программа

развития

социальной

активности

обучающихся начальных классов «Орлята России»;
2. Всероссийский проект «Билет в будущее»;
3. Школьный театр;
4. Школьный спортивный клуб.
Традиции и ритуалы: еженедельная организационная линейка с
поднятием Государственного флага РФ и школьного знамени; посвящение в
первоклассники, посвящение в пятиклассники.
Символика ГБОУ СО «ЕШИ для детей, нуждающихся в длительном
лечении»: эмблема школы.
Эмблема школы представляет собой круг желтого цвета, что
символизирует жизненную энергию, теплоту, оптимизм, доброту и счастье.
Зеленая окантовка означает рост, развитие, обновление и возрождение. Белые
полосы в верхней части эмблемы – символ равенства и безопасности.
В центре эмблемы – схематическое изображение фигуры человека, чьи
руки направлены вверх, указывая направление к достижению поставленных
целей, осуществлению мечты, символизирует стремление учащихся к
познанию мира и к успеху.
Школа

реализует

инновационные,

перспективные

воспитательные

практики:
1. Научно-исследовательская деятельность в сфере воспитания –
общешкольный проект, над которым в течение учебного года
14

работают все классы - процесс совместной работы ученика и педагога
в изучении объекта, явления или процессов с определенной целью, но
с неизвестным результатом. Целью такого взаимодействия является
создание

условий

для

развития

творческой

личности,

ее

самоопределения и самореализации.
2. Модульная программа внеурочной деятельности по комплексной
безопасности «Мой безопасный мир», цель которой - создание условий
для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного
поведения на улицах и дорогах.
Проблемные зоны, дефициты, препятствия к достижению эффективных
результатов в воспитательной деятельности:
1. Сотрудничество с родителями – слабый отклик родительской
общественности на призыв школы к решению проблем организации
воспитательного процесса.
2. Проблемы коммуникации родителей и классных руководителей –
личное общение часто заменяется сообщениями в мессенджерах, что
понижает эффективность решения проблем.
Пути решения вышеуказанных проблем:
1. Привлечение

родительской

общественности

к

планированию,

организации, проведению воспитательных событий и воспитательных
дел, а также их анализу.
2. Поощрение деятельности активных родителей.
3. Внедрение нестандартных форм организации родительских собраний
и индивидуальных встреч с родителями.

Нормы этикета обучающихся ГБОУ СО «ЕШИ для детей, нуждающихся
в длительном лечении»:

15

1.

Соблюдай график посещений, приходи минут за 10–15, не

опаздывай к началу занятий. Если опоздал – вежливо извинись, спроси
разрешения учителя войти в класс и пройти к своему рабочему месту.
2.

Всегда

приветствуй

учителя,

одноклассников,

друзей

и

работников школы.
3.

Следи за внешним видом: твоя одежда должна быть чистой и

удобной, прическа – опрятной.
4.

Имей при себе сменную обувь. Верхнюю одежду оставляй в

раздевалке, повесь ее на вешалку. Уличную обувь поставь аккуратно рядом
с вешалкой или убери в пакет.
5.

Все необходимое для занятий приготовь заранее – тетради,

учебники, письменные и чертежные принадлежности.
6.

Держи рабочее место в порядке, следи за чистотой парты.

7.

На уроке веди себя тихо, не разговаривай, не ходи по классу без

разрешения. Во время нахождения в школе отключи звук на мобильном
телефоне и не доставай его.
8.

Если в класс вошел педагог – нужно встать в знак приветствия.

9.

Не перебивай учителя и одноклассника. Говори, только когда

тебя спрашивают. Если хочешь что-то спросить, подними руку.
10.

Отвечай на поставленные вопросы учителя внятно, громко,

уверенно. Во время обучения будь внимательным, слушай, думай, старайся.
11.

На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть,

толкать других учеников.
12.

Будь вежливым, не груби ни взрослым, ни детям. Неприличные

слова и жесты недопустимы.
13.

Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть его.

14.

Чисто там, где не мусорят. Уважай труд работников школы.

15.

Помогай младшим, не стесняйся просить помощи у старших.

2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

16

Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
запланированы и представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы
и содержание воспитательной работы в рамках определенного направления
деятельности в школе. Каждый из модулей обладает воспитательным
потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания.
Воспитательная работа ГБОУ СО «ЕШИ для детей, нуждающихся в
длительном

лечении»

деятельность»,

представлена

«Внеурочная

в

рамках

деятельность»,

модулей:

«Классное

«Урочная

руководство»,

«Основные школьные дела», «Внешкольные мероприятия», «Организация
предметно-пространственной
«Самоуправление»,

среды»,

«Профилактика

«Работа
и

с

безопасность»,

родителями»,
«Социальное

партнерство», «Профориентация», «Детские общественные объединения»,
«Школьный театр», «Школьный спортивный клуб», «Школьные медиа».
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки)
предусматривает:
•

максимальное использование воспитательных возможностей

содержания учебных предметов для формирования у обучающихся
российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
•

включение учителями в рабочие программы по учебным

предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания,
их учет в определении воспитательных задач уроков, занятий;
•

включение учителями в рабочие программы учебных предметов,

курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом
воспитательной работы;
17

•

выбор

методов,

методик,

технологий,

оказывающих

воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным
идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов
воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;
•

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту

изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование
обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного
отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
•

применение

интерактивных

форм

учебной

работы

–

интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых
методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить
отношения и действовать в команде, способствует развитию критического
мышления;
•

общения

побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
со

сверстниками

и

педагогическими

работниками,

соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление
и поддержку доброжелательной атмосферы;
•

организацию наставничества мотивированных и эрудированных

обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
•

инициирование и поддержку исследовательской деятельности

обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых
проектов воспитательной направленности.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в
рамках выбранных ими курсов, занятий:

18

•

курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности:
«Разговоры о важном», «Орлята России»;

•

курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным
культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры
народов

России,

духовно-историческому

краеведению:

«Уроки

нравственности»;
•

курсы,

занятия

познавательной,

научной,

исследовательской,

просветительской направленности: «Умники и умницы», «Математика и
конструирование», «Основы функциональной грамотности», «Школьное
радио»;
•

курсы, занятия экологической, природоохранной направленности: «Живая
планета»

•

курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных
видов и жанров: «Пластилиновая фантазия», «Школьный театр»;

•

курсы, занятия туристско-краеведческой направленности: «Урал – мой край
родной»;

•

курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности: «Детский
фитнес», «Ритмика».
Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как
особого

вида

педагогической

деятельности,

направленной в

первую

очередь на решение задач воспитания и социализации обучающихся,
предусматривает:
•

планирование

и

проведение

классных

часов

целевой

воспитательной тематической направленности;
•

участия

инициирование
классов

в

и

поддержку

общешкольных

классными

делах,

руководителями

мероприятиях,

оказание

необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
19

•

организацию интересных и полезных для личностного развития

обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся
с разными потребностями, способностями, давать возможности для
самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения,
стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;
•

сплочение коллектива класса через игры и тренинги на

командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
•

участие

выработку совместно с обучающимися правил поведения класса,
в выработке

таких

правил

поведения

в образовательной

организации;
•

изучение особенностей личностного развития обучающихся

путем наблюдения за их поведением, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам;
результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями,
учителями, а также (при необходимости) с педагогом-психологом;
•

проблем

доверительное общение и поддержку обучающихся в решении
(налаживание

взаимоотношений

с

одноклассниками

или

педагогами, успеваемость и др.), совместный поиск решений проблем,
коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и
вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;
•

индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению

личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения;
•

регулярные

консультации

с

учителями-предметниками,

направленные на формирование единства требований по вопросам
воспитания и обучения, предупреждение и (или) разрешение конфликтов
между учителями и обучающимися;
•

проведение педагогических советов для решения конкретных

проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на
обучающихся, привлечение учителей-предметников к участию в классных
20

делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся,
общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в
родительских собраниях класса;
•

организацию и проведение регулярных родительских собраний,

информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным
членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;
•

создание и организацию работы родительского комитета класса,

участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе,
общеобразовательной организации;
•

привлечение родителей (законных представителей), членов

семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел,
мероприятий в классе и общеобразовательной организации;
•

проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и

других мероприятий.
Модуль «Основные школьные дела»
Реализация

воспитательного

потенциала

основных

школьных

дел

предусматривает:
•

общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные,

литературные

и

др.)

мероприятия,

связанные

с

общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в
которых участвуют все классы;
•

участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в
России, мире;

•

торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом

на

следующий

уровень

образования,

символизирующие

приобретение новых социальных статусов в образовательной организации,
обществе;
•

церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и
педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в
21

конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной
организации, своей местности;
•

социальные

проекты

в

образовательной

организации,

совместно

разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими
работниками, в том числе с участием социальных партнеров, комплексы дел
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой
направленности;
•

вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в
разных

ролях

корреспондентов,

(сценаристов,
ведущих,

постановщиков,

декораторов,

исполнителей,

музыкальных

редакторов,

ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостей
и др.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения,
анализа общешкольных дел;
•

наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения,

анализа

основных

школьных

дел,

мероприятий,

их

отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогическими
работниками и другими взрослыми.
Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация

воспитательного

потенциала

внешкольных

мероприятий

предусматривает:
•

общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами образовательной организации;

•

внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в образовательной организации
учебным предметам, курсам, модулям;

•

экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк,
на предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями,
в том числе совместно с родителями (законными представителями)

22

обучающихся

с

привлечением

их

к

планированию,

организации,

проведению, оценке мероприятия;
•

литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слеты и др., организуемые педагогическими работниками, в том
числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся
для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших
в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных
и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;

•

выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих
дел,

в

процессе

которых

складывается

детско-взрослая

общность,

характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других
участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию,
использованию в воспитательном процессе:
•

оформление

внешнего

образовательную

вида

здания,

организацию,

фасада,

учебных

холла

кабинетов

при

входе

в

государственной

символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации;
•

организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флага Российской Федерации;

•

размещение

карт

России,

регионов,

муниципальных

образований

(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских,

народных,

религиозных

23

мест

почитания,

портретов

выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки,
производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
•

изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и
видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной
культуры и быта, духовной культуры народов России;

•

организацию и поддержание в образовательной организации звукового
пространства

позитивной

духовно-нравственной,

гражданско-

патриотической воспитательной направленности (музыка, информационные
сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
•

оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной
форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического,
духовно-нравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях,
поздравления педагогов и обучающихся и др.;

•

разработку и популяризацию символики образовательной организации
(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и др.),
используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;

•

подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга;

•

поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при образовательной организации;

•

разработку,

оформление,

поддержание

и

использование

игровых

пространств, зон активного и тихого отдыха;
•

создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут
выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;

24

•

деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;

•

разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров
(событийный дизайн);

•

разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации,
актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:

•

создание и деятельность в образовательной организации, в классах
представительных органов родительского сообщества (родительского
комитета

образовательной

организации,

классов),

участвующих

в

обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность
представителей

родительского

сообщества

в

Совете

Учреждения

образовательной организации;
•

тематические
родительские

родительские
собрания

по

собрания
вопросам

в

классах,

воспитания,

общешкольные
взаимоотношений

обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;
•

родительские дни, в которые родители (законные представители) могут
посещать уроки и внеурочные занятия;

•

работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих
родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и
общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания;
25

•

проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей),
на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания,
консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей
традиционных российских религий, обмениваться опытом;

•

участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом
консилиуме в образовательной организации в соответствии с порядком
привлечения родителей (законных представителей);

•

привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;

•

целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот,
оставшихся без попечения родителей, приемных детей.
Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления
в образовательной организации предусматривает:

•

организацию и деятельность органов ученического самоуправления (Совет
старшеклассников), избранных обучающимися;

•

представление

органами

ученического

самоуправления

интересов

обучающихся в процессе управления образовательной организацией;
•

защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав
обучающихся;

•

участие представителей органов ученического самоуправления в разработке,
обсуждении и реализации рабочей программы воспитания, календарного
плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в
образовательной организации.
Модуль «Профилактика и безопасность»

26

Реализация

воспитательного

потенциала

профилактической

деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной
среды в образовательной организации предусматривает:
•

организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
образовательной организации эффективной профилактической среды
обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной
воспитательной деятельности;

•

проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения

безопасности,

выделение

и

психолого-педагогическое

сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям
(агрессивное поведение, зависимости и др.);
•

проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп
риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов,
работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и др.);

•

разработку и реализацию профилактических программ, направленных на
работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
организацию межведомственного взаимодействия;

•

вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных
рисков в образовательной организации и в социокультурном окружении с
педагогами, родителями, социальными партнерами (антинаркотические,
антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и
молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных
сетях; по безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде,
безопасности

дорожного

движения,

противопожарной

безопасности,

антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской
обороне и др.);
•

организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
27

самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому
давлению;
•

профилактику

правонарушений,

деятельности,

альтернативной

девиаций

посредством

девиантному

поведению,

организации
–

познания

(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.);
•

предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления,

расширения,

влияния

в

образовательной

организации

маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной
направленности, с агрессивным поведением и др.);
•

профилактику

расширения

групп,

семей

обучающихся,

требующих

специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально не адаптированные
дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и др.).
Модуль «Социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства
предусматривает:
•

участие представителей организаций-партнеров, в том числе в

соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной

работы

(дни

открытых

дверей,

государственные,

региональные, школьные праздники, торжественные мероприятия и др.);
•

участие представителей организаций-партнеров в проведении

отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий
соответствующей тематической направленности;
•

проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков,

занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;

28

•

реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых

обучающимися,

педагогами

с

организациями-партнерами

благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой
направленности,
преобразование

ориентированных
окружающего

на

социума,

воспитание
позитивное

обучающихся,
воздействие

на

социальное окружение.
Модуль «Профориентация»
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
образовательной организации предусматривает:
•

проведение циклов профориентационных часов, направленных

на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации
своего профессионального будущего;
•

профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры,

квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора
профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;
•

экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные

представления о существующих профессиях и условиях работы;
•

совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-

ресурсов,

посвященных

профориентационного
интересующим

выбору

профессий,

онлайн-тестирования,

профессиям

и

прохождение

онлайн-курсов

направлениям

по

профессионального

образования;
•

участие в работе всероссийских профориентационных проектов.
Модуль «Школьные медиа»

Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и
педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации)
– развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков
общения

и

сотрудничества,

поддержка
29

творческой

самореализации

учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в
рамках следующих видов и форм:
•

разновозрастный

редакционный

совет

подростков,

старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого
является освещение (через школьную газету, школьное радио) наиболее
интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных
ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического
самоуправления;
•

школьный медиацентр – созданная из заинтересованных

добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных
мероприятий,

осуществляющая

видеосъемку

и

мультимедийное

сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей,
капустников, вечеров, дискотек;
•

школьное радио - разновозрастное сообщество школьников и

педагогов, поддерживающее радиостудию школы с целью освещения
деятельности

образовательной

организации

пространстве,

информационного

продвижения

в

информационном

ценностей

школы

и

организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми,
учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для
школы вопросы;
•

участие школьников в региональных или всероссийских

конкурсах школьных медиа.
Модуль «Школьный театр»
Музыкальный театр – направление внеурочной деятельности,
которое объединяет в себе различные виды искусства, создаёт в школе
особую художественно-эстетическую атмосферу. Внутренняя природа
театрального действия глубоко родственна принципам системнодеятельностного

подхода.

Она

реализуется

через

эмоционально

насыщенные, личностно значимые формы активного проживания
художественных образов, идей и смыслов. В связи с этим данный вид
творческого развития обучающихся является одним из наиболее
30

эффективных

способов

и

форм

самопознания,

самораскрытия,

самореализации личности.
Деятельность школьного музыкального театра вносит большой вклад в
реализацию

программы

воспитательной

работы,

открывает

широкие

возможности для самоорганизации обучающихся, проявления их активной
социальной позиции
Дух сотрудничества, активные формы совместной проектной
деятельности старших и младших школьников, разнообразные способы
привлечения родительской аудитории позволяют сделать школьный театр
«точкой

сборки»

гуманистические,

межпоколенных
нравственные,

отношений,

семейные

укреплять

ценности.

Дружба,

взаимопомощь, чувство коллективизма, самоотдача, настроенность на
другого человека, уверенность в себе – эти и другие исключительно
важные

качества

личности,

ценностные

установки

формируются

органично и естественно в процессе занятий театром.
Деятельность театрального коллектива в общеобразовательной
школе

становится

центром

притяжения

для

всех

участников

образовательного процесса. Каждое представление музыкального театра
является ярким событием не только для его воспитанников, но и для
других

обучающихся,

учителей,

администрации

образовательного

учреждения. Премьерные показы спектаклей превращаются в значимые
вехи творческой жизни, делают школу привлекательным местом, создают
атмосферу праздника, волшебства, придают учебно-воспитательному
процессу особое измерение, дают импульс жизненной энергии, свободы.
В коллективе занимаются обучающиеся разного возраста и уровня
подготовки. Более опытные участники школьного театрального движения
являются его активом, группой солистов, исполнителями главных ролей.
Другие обучающиеся постепенно вливаются в постановочный процесс,
являются дублёрами, обеспечивают материально-техническую сторону
спектакля, участвуют в массовых хоровых и танцевальных сценах.
Модуль «Школьный спортивный клуб»
31

Школьный

спортивный

клуб,

являясь

наиболее

перспективной

современной организационной формой развития массовой физической
культуры, спорта и туризма среди учащихся реализует общие цели и задачи,
определённые уставом образовательного учреждения.
Клуб призван, средствами физической культуры и спорта, всемерно
способствовать сохранению здоровья детей и подростков, повышению их
работоспособности, готовности к защите Родины, формированию у них
высоких нравственных качеств, организации досуга.
Основными направлениями в работе Клуба являются:
- привлечение обучающихся к занятиям физической культурой и
спортом;
- открытие спортивных секций, кружков;
- воспитание у детей и подростков устойчивого интереса к
систематическим занятиям физической культурой, спортом, туризмом, к
здоровому образу жизни;
- укрепление и сохранение здоровья через систематические занятия в
спортивных кружках и секциях, участие в оздоровительных мероприятиях;
- организация здорового досуга обучающихся;
- организация и проведение массовых физкультурно-оздоровительных и
спортивных мероприятий в образовательной организации.

32

3. Организационный раздел
3.1. Кадровое обеспечение
В данном подразделе представлены решения ГБОУ СО «ЕШИ для детей,
нуждающихся в длительном лечении» в соответствии с ФГОС основного
общего

образования

по

разделению

функционала,

связанного

с

планированием, организацией, обеспечением, реализацией воспитательной
деятельности; по вопросам повышения квалификации педагогических
работников в сфере воспитания; психолого-педагогического сопровождения
обучающихся, в том числе с ОВЗ и других категорий; по привлечению
специалистов

других

организаций

(образовательных,

социальных,

правоохранительных и др.).
Воспитательный процесс в школе обеспечивают специалисты:
•

заместитель директора по учебно-воспитательной работе;

•

заместитель директора по воспитательной работе;

•

классные руководители;

•

воспитатели;

•

педагоги-предметники;

•

педагог-психолог;

•

социальный педагог;

•

учитель-логопед.
Общая численность педагогических работников ГБОУ СО «ЕШИ для

детей, нуждающихся в длительном лечении» – 34 основных педагогических
работников, из них 88 процентов имеют высшее педагогическое образование,
32 процента – высшую квалификационную категорию, 59 процентов – первую
квалификационную категорию. Психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся, в том числе и обучающихся с ОВЗ, обеспечивают педагогпсихолог, социальный педагог, учитель-логопед. Классное руководство в 1–9х классах осуществляют 12 классных руководителей.
33

Ежегодно педработники проходят повышение квалификации по
актуальным вопросам воспитания в соответствии с планом-графиком.
К реализации воспитательных задач привлекаются также специалисты
других организаций: сотрудники КДН и ОДН, ГИБДД, специалисты районной
библиотеки, Центра традиционной культуры народов Урала, музыкальной и
художественной школы, фонда поддержки талантливой молодежи «Золотое
сечение».
3.2. Нормативно-методическое обеспечение
Управление качеством воспитательной деятельности в ГБОУ СО «ЕШИ
для детей, нуждающихся в длительном лечении» обеспечивают следующие
локальные нормативно-правовые акты:
•

Положение о классном руководстве;

•

Положение о дежурстве;

•

Положение о школьном методическом совете;

•

Положение о внутришкольном контроле;

•

Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений;

•

Положение о Совете профилактики;

•

Положение о Совете учреждения;

•

Положение о школьной форме;

•

Положение о ПМПК;

•

Положение о социально-психологической службе;

•

Положение о внеурочной деятельности обучающихся;

•

Положение о Совете школьного самоуправления;

•

Правила внутреннего распорядка для обучающихся;

•

Положение о школьном спортивном клубе «Олимп»;

•

Положение о школьном театре.

34

Вышеперечисленные нормативные акты расположены на официальном сайте
школы по адресу: https://28school-int.ru/sveden/document
3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из
социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей
мигрантов, билингвы и другие), одарённых, с отклоняющимся поведением, –
создаются особые условия.
Особыми

задачами

воспитания

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями являются:
•

налаживание

эмоционально-положительного

взаимодействия

с

окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции
в общеобразовательной организации;
•

формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;

•

построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;

•

обеспечение

психолого-педагогической

поддержки

семей

обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической,
психологической, медико-социальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями школа ориентируется:
•

на формирование личности ребенка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому
и (или) психическому состоянию методов воспитания;

•

создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их
35

сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств
и педагогических приемов, организацией совместных форм работы
воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителейдефектологов;
•

личностно ориентированный подход в организации всех видов
деятельности

обучающихся

с

особыми

образовательными

потребностями.
Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе
проявивших выдающиеся способности, производится через систему клубов,
секций, студий и др., организацию общественно полезной деятельности.
Требования к организации среды для обучающихся с ОВЗ отражаются в
адаптированных основных образовательных программах для обучающихся
каждой нозологической группы.
При организации воспитательного процесса для детей-инвалидов
должны

обеспечиваться:

соблюдение

охранительного

режима,

индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании,
создание безбарьерной среды (выбирается в зависимости от ограничения и
степени ограничения), психолого-педагогическая помощь (в соответствии с
рекомендациями ИПРА).

3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и
социальной

успешности

обучающихся

призвана

способствовать

формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию,
инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в
воспитательных целях.
36

Принципы поощрения, которыми руководствуется ГБОУ СО «ЕШИ для
детей, нуждающихся в длительном лечении»:
1. Публичность поощрения – информирование всех учеников школы о
награждении,

проведение

процедуры

награждения

в

присутствии

значительного числа обучающихся.
2. Регулирование частоты награждений – награждения по результатам
конкурсов проводятся один раз в год по уровням образования.
4. Сочетание индивидуального и коллективного поощрения – использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не
получившими награды.
5. Привлечение к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся, представителей родительского
сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия
ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных
представителей.
6. Дифференцированность поощрений – наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения.
Форма организации системы поощрений проявлений активной
жизненной позиции и социальной успешности обучающихся в ГБОУ СО
«ЕШИ для детей, нуждающихся в длительном лечении»:
В ГБОУ СО «ЕШИ для детей, нуждающихся в длительном лечении»: система
поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной
позиции учеников организована как система конкурсов, объявляемых в начале
учебного года:
•

«Ученик года»;
37

•

«Лучший спортсмен года»;

•

«Самый классный класс»;

•

«Учитель года».

Принять участие в конкурсах могут все желающие. Условия участия в
конкурсах зафиксированы в соответствующих локальных актах. Достижения
участников оцениваются по артефактам портфолио, которое формируется
обучающимся или классом в течение учебного года. Итоги подводятся в конце
учебного года. Обсуждение кандидатур осуществляет педагогический совет и
общешкольная ученическая конференция школы, которые принимают
решение о победителях, призерах и лауреатах конкурсов по итогам
голосования.
Формы поощрений социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся ГБОУ СО «ЕШИ для детей,
нуждающихся в длительном лечении»:
•

объявление благодарности;

•

награждение грамотой;

•

вручение сертификатов и дипломов;

•

занесение фотографии активиста на доску почета;

•

награждение ценным подарком.
Информирование родителей (законных представителей) о поощрении

ребенка осуществляет классный руководитель.
Информация о предстоящих торжественных процедурах награждения,
о результатах награждения размещается на стендах школы, через школьное
радио, на сайте школы и ее странице в социальных сетях.
3.5. Анализ воспитательного процесса в ГБОУ СО «ЕШИ для детей,
нуждающихся в длительном лечении»
Анализ воспитательного процесса в ГБОУ СО «ЕШИ для детей, нуждающихся
в длительном лечении» осуществляется в соответствии с целевыми
38

ориентирами

результатов

воспитания,

личностными

результатами

обучающихся на уровне основного общего образования, установленными
ФГОС НОО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной
организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью
выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением
(при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включено в календарный
план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
•

взаимное уважение всех участников образовательных отношений;

•

приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение
разнообразие

уклада

образовательной

деятельности,

стиль

организации,
общения,

содержание

отношений

и

между

педагогическими работниками, обучающимися и родителями;
•

развивающий

характер

осуществляемого

анализа

ориентирует

на

использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе
цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
•

распределенная ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это
результат как организованного социального воспитания, в котором
образовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса
39

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями и воспитателями вместе с
заместителем

директора по

воспитательной

работе с

последующим

обсуждением результатов на педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:
•

какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся
удалось решить за прошедший учебный год;

•

какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;

•

какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит
работать педагогическому коллективу.

1. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями с привлечением актива родителей (законных
представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть
анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными
40

представителями), педагогическими работниками, представителями совета
обучающихся.
Результаты обсуждаются на педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством реализации
воспитательного потенциала:
•

урочной деятельности;

•

внеурочной деятельности обучающихся;

•

деятельности классных руководителей и их классов;

•

проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;

•

внешкольных мероприятий;

•

создания и поддержки предметно-пространственной среды;

•

взаимодействия с родительским сообществом;

•

деятельности ученического самоуправления;

•

деятельности по профилактике и безопасности;

•

реализации потенциала социального партнерства;

•

деятельности по профориентации обучающихся;

•

школьных медиа.

Итогом самоанализа воспитательной работы ГБОУ СО «ЕШИ для детей,
нуждающихся в длительном лечении» будет перечень выявленных проблем,
которые не удалось решить педагогическому коллективу школы в текущем
учебном

году.

Эти

проблемы

следует

учесть

воспитательной работы на следующий учебный год.

41

при

планировании


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».