Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Основы проектно-исследовательской деятельности» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287. - Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. - Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. - Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Общая характеристика учебного предмета В соответствии с учебным планом образовательного учреждения учебный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» вводиться для целенаправленной теоретической и практической подготовки учащихся 5-х классов к освоению проектной деятельности и исследовательской работы. Важным условием повышения эффективности учебного процесса является организация учебной проектной и исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом. Данный вид деятельности направлен на развитие творческих способностей учащихся, системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и технологий этих видов деятельности, развитие умений самостоятельно определять цели и результаты такой работы. Учебный курс «Проектно-исследовательская деятельность» направлен на развитие и успешное освоение исследовательских компетенций и дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. Реализация программы основана на принципах дифференциации и индивидуализации в содержании материала и формах организации образовательного процесса в зависимости от уровня освоения, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого обучающегося Новизна и педагогическая целесообразность программы сочетает в себе теоретикопрактическую деятельность обучающихся, возрастающую цикличность знаний, умений и навыков по естественно-научным предметам, инженерному и медицинскому направлениям, что предполагает более высокую мотивацию к проектно-исследовательской работе. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся является средством реализации требований стандарта к личностным и метапредметным результатам. Проектная деятельность развивает творческие способности учащихся, их самостоятельность, ответственность, формирует умение планировать свою деятельность и принимать решение. Работа над проектом создает условия для самостоятельного приобретения знаний при помощи других учебных дисциплин и опыта руководителей. В курсе «Проектная и исследовательская деятельность» используются технологии исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают усваивать знания и делать их практико-ориентированными. Цель: создание условий для успешного освоения и развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учащимися основ учебно-исследовательской и проектной деятельности. Основные задачи: • Формирование позитивной самооценки и развитие образовательной успешности учащихся; • Развитие познавательной потребности, познавательной активности; • Развитие коммуникативных навыков, умения вести диалог, координировать свои действия в команде; • Формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, использование); • Формирование учения оценить свои возможности и сделать осознанный выбор; • Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени; • Пробуждение интереса учащихся к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки; • Формирование навыков культуры выступления. Формы организации образовательного процесса. Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете. Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, викторин, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: -типовые занятия (объяснения и практические работы), -групповые исследования, -игры-исследования, творческие проекты. Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, консультация. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ. Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности: • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; • с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов. Место курса «Основы проектно – исследовательской деятельности» в учебном плане Программа «Основы проектно – исследовательской деятельности» реализуется образовательной организацией в части формируемой участниками образовательного процесса, в 5 классе, 34 часа,1 час в неделю. Планируемы результаты изучения курса «Основы проектно – исследовательской деятельности»: Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: -положительное отношение к исследовательской деятельности; -широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; -интерес к новому содержанию и новым способам познания; - ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; -способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: -внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; - выраженной познавательной мотивации; -устойчивого интереса к новым способам познания; -адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности; -морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия; -планировать свои действия; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль; -адекватно воспринимать оценку учителя; -различать способ и результат действия; -оценивать свои действия на уровне ретро-оценки; -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: -проявлять познавательную инициативу; -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; -самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; -высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; -владеть основами смыслового чтения текста; -анализировать объекты, выделять главное; -осуществлять синтез (целое из частей); -проводить сравнение, классификацию по разным критериям; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения об объекте; -обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); -подводить под понятие; -устанавливать аналогии; -оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; -видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Обучающийся получит возможность научиться: -осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; -фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; -оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; -использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: -допускать существование различных точек зрения; -учитывать разные мнения, стремиться к координации; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться, приходить к общему решению; -соблюдать корректность в высказываниях; -задавать вопросы по существу; -использовать речь для регуляции своего действия; -контролировать действия партнера; -владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; -аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; -с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; -допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; -осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Предметные результаты освоения учебного предмета По окончании изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность» учащиеся должны знать: • Основы методологии исследовательской и проектной деятельности; • Структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы. Учащиеся должны уметь: • Формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность, проводить анализ ситуации; • Определять проблему и субъект исследовательской и проектной работы; • Выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы; • Определять цели и задачи исследовательской и проектной работы; • Работать с различными источниками информации, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме; • Выбирать и применять на практике методы проектной и исследовательской деятельности, соответствующие задачам работы; • Оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы; • Описывать результаты наблюдений, проводить их анализ и участвовать в дискуссии; • Проводить измерения с помощью различных приборов; • Применять лабораторное оборудование к исследовательским и проектным работам; • Соблюдать технику безопасности; • Оформлять результаты исследовательской и проектной работы с использованием таблиц, схем, графиков; • Подготовить выступление по защите исследовательской и проектной работы, отвечать на вопросы, вести дискуссию по проблеме. Содержание учебного курса 5 класс Введение в проектную деятельность. Знакомство руководителя учебного курса с учащимися. Тема 1. Что такое проектная и исследовательская деятельность. Понятия проектной деятельности и исследовательской работы. Примеры проектов и исследований. Типология проектов и исследовательской работы. Жизненный цикл проектной и исследовательской работы. Возможные образовательные и продуктовые результаты. Создание проектной команды. Тема 2. Структура проектной и исследовательской работы. Актуальность проектной и исследовательской работы. Постановка проблемы, цели и задач проектной работы. Разработка цели по технологии КИДРО. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы в исследовательской работе. Создание модели эксперимента для доказательства или опровержения гипотезы. Выявление экономической составляющей проектной и исследовательской работы. Тема 3. Планирование и его виды. Планирование проектной и исследовательской работы (Примерная циклограмма проектной и исследовательской работы представлена в Приложении 2). Описание индикаторов достижения задач. Анализ проблемной ситуации, подбор и анализ источников информации. Определение приоритетности задач. Составление диаграммы последовательностей выполнения задач. Подготовка предварительного варианта обзора литературы по проблеме. Среда для реализации проектной или исследовательской работы. Тема 4. Лабораторное оборудование в проектной и исследовательской деятельности. Изучение работы оборудования для проведения экспериментальной работы. Техника безопасности при работе с оборудованием. Создание экспериментальной модели и проведение эксперимента. Создание собственных технологических карт для получения продуктовых результатов. Навыки обработки полученных результатов. Оформление результатов эксперимента. Тема 5. Подготовка отчета проектной и исследовательской работы. Оформление документации по проектной или исследовательской работе согласно предъявленным требованиям. Оформление презентации по проектной или исследовательской работе согласно предъявленным требованиям. Подготовка тезисов проектной или исследовательской работы. Подготовка стенда и необходимых раздаточных материалов. Тема 6. Подготовка к конференции. Культура выступления, ведение дискуссии, соблюдение правил этикета, возможные ответы на вопросы экспертов. Предзащита проектной или исследовательской работы. Тема 7. Самооценка. Рефлексия. Доработка материалов по результатам экспертной оценки. Защита проектной или исследовательской работы в школе. Защита проектной или исследовательской работы на межрайонном, городском, международном уровне. Тема 8. Перспективы развития проектной и исследовательской работы. Развитие темы проектной или исследовательской работы. Выбор новой темы проектной или исследовательской работы. Задание на лето. Учебно- тематический план 5 класс (34 часа) № п/п Наименование разделов и тем Кол-во теоретических часов Кол-во практически х часов Всего часов по плану 1 Введение в проектную деятельность. 1 1 2 Тема 1. Что такое проектная и исследовательская деятельность. 1 2 3 3 Тема 2. Структура проектной и исследовательской работы. 2 2 4 4 Тема 3. Планирование и его виды. 2 3 5 5 Тема 4. Лабораторное оборудование в проектной и исследовательской деятельности. 2 4 6 6 Тема 5. Подготовка отчета проектной и исследовательской работы. 1 2 3 7 Тема 6. Подготовка к конференции. 2 3 5 8 9 Тема 7. Самооценка. Рефлексия. Тема 8. Перспективы развития проектной и исследовательской работы. 2 1 2 2 4 3 10 ИТОГО 14 20 34 Нормы оценки предметных результатов обучающихся по курсу «Основы проектно исследовательской деятельности» Успешность усвоения программы курса «Основы проектно – исследовательской деятельности» обучающимися, на изучение которых отводится 34 часа применяется зачетная («зачет», «незачет») система оценивания, как оценка усвоения учебного курса. Уровень результатов работы по программе: Первый уровень результатов предполагает приобретение учениками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение подростков к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Основной процедурой итоговой оценки является защита проекта. Уровни сформированности навыков проектной деятельности Критерий Базовый Повышенный Самостоятельное Работа в целом Работа в целом свидетельствует о приобретение свидетельствует о способности самостоятельно знаний и решение способности ставить проблему и находить пути проблем самостоятельно с опорой на её решения; продемонстрировано помощь руководителя свободное владение логическими ставить проблему и операциями, навыками находить пути её решения; критического мышления, умение продемонстрирована самостоятельно мыслить; способность приобретать продемонстрирована способность новые знания и/или на этой основе приобретать новые осваивать новые способы знания и/или осваивать новые действий, достигать более способы действий, достигать более глубокого понимания глубокого понимания проблемы изученного Знание предмета Регулятивные действия Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы Промежуточный и итоговый контроль и оценка результатов освоения программы учебного курса проводится в форме публичного представления проектов и исследований. Коммуникация Литература для учителя: 1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с. 2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В. Директор школы № 6, 1995г.- 16с. 3. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с. 4. Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2 5. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с. 6. Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд., Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. 7. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с. 8. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с. 9. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. 10. А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008 11. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.