Оглавление ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................................................3 Цель и задачи ......................................................................................................................4 Типы и виды занятий ..........................................................................................................4 Педагогические кадры........................................................................................................5 ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ ...................................................6 1 год обучения:....................................................................................................................6 2 год обучения:....................................................................................................................6 3 год обучения:....................................................................................................................7 4 год обучения:....................................................................................................................8 5 год обучения:....................................................................................................................8 6 год обучения:....................................................................................................................9 Примерная структура типового занятия:........................................................................10 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............................................................................................11 Личностные результаты ...................................................................................................11 Метапредметные результаты ...........................................................................................13 Предметные результаты ...................................................................................................19 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ...................................................................................26 Материально-технические условия реализации программы .................................................33 Список рекомендуемой литературы:........................................................................................33 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства Просвещения от 31.05.2021 № 286, с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства Просвещения от 31.05.2021 № 287, Рабочей программой воспитания и положением рабочих программах учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей, в том числе внеурочной деятельности ГБОУ СО «ЕШИ для детей, нуждающихся в длительном лечении» С учетом Примерной рабочей программы курса внеурочной деятельности «Музыкальный театр» (начальное общее и основное общее образование) Музыкальный театр – направление внеурочной деятельности, которое объединяет в себе различные виды искусства, создаёт вшколе особую художественно-эстетическую атмосферу. Внутренняя природа театрального действия глубоко родственна принципам системнодеятельностного подхода. Она реализуется через эмоционально насыщенные, личностно значимые формы активного проживания художественных образов,идей и смыслов. В связи с этим данный вид творческого развития обучающихся является одним из наиболее эффективных способов и форм самопознания, самораскрытия, самореализации личности. Деятельность школьного музыкального театра вносит большой вклад в реализацию программы воспитательной работы, открывает широкие возможности для самоорганизации обучающихся, проявления их активной социальной позиции. Внеурочные театральные занятия содержат в себе глубокий психотерапевтический потенциал, они способны выполнять функцию арт-пропедевтики (А. Мелик-Пашаев), предупреждения причин делинкветного поведения обучающихся. Дух сотрудничества, активные формы совместной проектной деятельности старших и младших школьников, разнообразные способы привлечения родительской аудитории позволяют сделать школьный театр «точкой сборки» межпоколенных отношений, укреплять гуманистические, нравственные, семейные ценности. Дружба, взаимопомощь, чувство коллективизма, самоотдача, настроенность на другогочеловека, уверенность в себе – эти и другие исключительно важные качества личности, ценностные установки формируются органично и естественно в процессе занятий театром. Деятельность театрального коллектива в общеобразовательной школе становится центром притяжения для всех участников образовательного процесса. Каждое представление музыкального театра является ярким событием не только для его воспитанников, но и для других обучающихся, учителей, администрации образовательного учреждения. Премьерные показы спектаклей превращаются в значимые вехи творческой жизни, делают школу привлекательным местом, создают атмосферу праздника, волшебства, придают учебновоспитательному процессу особое измерение, дают импульс жизненной энергии, свободы. «Школьный театр» является органичным дополнением уроков предмета МУЗЫКА, включённого в обязательную часть учебного плана начального общего образования (1-4 кл.) и основного общего образования (5-6 кл.). Программа внеурочной деятельности «Школьный театр» непосредственно коррелирует и с другими предметами гуманитарного цикла,входящими в базовый учебный план начального общего и основного общего образования, такими как «Литература» и «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология». Театральные занятия проводятся преимущественно во второй половинедня. Частота и регулярность занятий – по 2 академических часа 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 6 лет преподавания. В первом классе целесообразно начинать занятия после завершения начального адаптационного периода – с 1 октября. Таким образом, общая учебная нагрузка составляет в первом классе 120, следующие годы – по 136 учебных часов в год. Итого: 528 часов 3 на ступени начального общего образования и 272 на ступени основного общего образования. В коллективе занимаются обучающиеся разного возраста и уровня подготовки. Более опытные участники школьного театрального движения являются его активом, группойсолистов, исполнителями главных ролей. Другие обучающиеся постепенно вливаются в постановочный процесс, являются дублёрами, обеспечивают материально-техническую сторону спектакля, участвуют в массовых хоровых и танцевальных сценах. − − − − − − − − − − − 1) − − − − Цель и задачи Цель данной программы внеурочной деятельности - развитие музыкальной и театральной культуры обучающихся как части их духовной культуры через коллективное творчество – созданиемузыкального сценического образа. Достижению поставленной цели способствует решение круга задач, конкретизирующих в процессе регулярной музыкально-театральнойдеятельности обучающихся наиболее важные направления, а именно: приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного проживания сценических образов, развитие и совершенствование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни; развитие эмоционального интеллекта; общих и специальных способностей обучающихся, в том числе таких как ассоциативное и образное мышление, воображение, память, внимание, наблюдательность, чувство ритма, музыкальный слух и голос, координация и пластика движений, мимика, речь и т.д.; формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира, приобретение разнообразного опыта восприятия произведений искусства; приобретение навыков театрально-исполнительской деятельности, понимание основных закономерностей музыкального и театральногоискусства, их языка, выразительных средств; накопление знаний о театре, музыке, других видах искусства; владение специальной терминологией; воспитание уважения к культурному наследию России; практическое освоение образного содержания произведений отечественнойкультуры; расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыке и театральной культуре других стран и народов; формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу, ответственности за общий результат; гармонизация межличностных отношений, формированиепозитивного взгляда на окружающий мир; получение опыта публичных выступлений, формирование активной социальной позиции, участие в творческой и культурной жизни школы, района, города, республики, страны; создание в образовательном учреждении творческой культурной среды. Типы и виды занятий По форме проведения занятия подразделяются на следующие типы: занятие-прослушивание (мелкогрупповое и / или индивидуальное) при наборе в театральный коллектив, при переходе из одного класса / уровня / коллектива в другой; для периодической оценки индивидуального темпа развития исполнительских и творческих навыков обучающихся; для работы с солистами, исполнителями главных ролей; 4 2) занятие, направленное на развитие комплекса сценических умений и навыков (актёрские, 3) 4) 5) 6) 7) танцевальные этюды и упражнения, импровизации; хоровые распевания, разучивание вокальных партий,ролей); творческая проектная деятельность (создание декораций, костюмов, реквизита; реклама и PR коллектива в целом, конкретной постановки; работа над режиссёрским замыслом спектакля; популяризация театрального искусства среди сверстников); репетиционно-постановочный процесс: работа над фрагментами спектакля, групповая (по партиям, по ролям) и коллективная вокально-хоровая работа, постановка мизансцен, хореография; сводная репетиция, прогон спектакля; сценический показ: спектакль, представление, концерт; посещение театров, музеев, просмотр видеоспектаклей; обсуждение, анализ событий театральной жизни. Педагогические кадры Важным условием полноценного освоения обучающимися данной программы является профессиональное кадровое обеспечение учебно- воспитательного процесса. Высокие результаты возможны только при условии проведения занятий несколькими педагогами единомышленниками, способными распределять между собой взаимосвязанные задачи, возникающие при постановке музыкального спектакля: - учитель музыки (вокала); - хореограф; - педагог актерского мастерства; - учитель-логопед (для помощи в постановке сценической речи, отдельных звуков и т.п.); - педагог-психолог (для помощи в ликвидации «страха сцены», поддержания уверенности в себе и т.п.); - учителя изобразительного искусства и технологии (для помощи в подготовке костюмов и декораций); - другие специалисты (при необходимости). 5 ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ 1 год обучения: Упражнения, игры, импровизации Подвижные игры и творческие импровизации под музыку (вначале хорошо знакомые ярко контрастные образы животных, птиц, механизмов: кошка, лягушка, бабочка, мотоцикл, робот; затем более сложные, абстрактные: огонь,цветы, солнечные блики, снег). Игры и упражнения на память физических действий, двигательную фантазию, свободу и контроль движений: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Замри», «У дядюшки Трифона», «Скульптор и глина». Упражнения, направленные на снятие телесных зажимов, мускульнуюсвободу (напряжение и расслабление мышц рук, ног, туловища, головы, лица;перекат напряжения из одной части тела в другую). Танцевальная разминка. Упражнения на развитие основных групп мышц, ритмическую координацию движений под музыку спокойного, подвижного характера. Простейшие перестроения под музыку маршевого характера. Элементы народного и историко-бытового танца (позиции рук, ног, корпуса).Шаги, притопы, поклоны. Основной шаг галопа, хоровода, польки. Хореографическая композиция из 3-4 движений по кругу. Игры и упражнения на развитие и удержание произвольного внимания («Кто во что одет», «Что услышали за окном», «След в след», «Летает - не летает»), на развитие фантазии, речевой свободы: в куклы, сочиняем сказку вместе, «воображаемый телевизор». Бытовые сценки-пантомимы, коллективные этюды (кошка и собака, птица и птенчики; волна, пирамида, ручеек). Артикуляционные игры и упражнения, элементы логоритмики. Дыхательные упражнения на выработку певческой установки, хорового унисона. Попевки, основанные на поступенном нисходящем мелодическом движении на 2-3-5 звуках в умеренном темпе. 2 год обучения: Упражнения, игры, импровизации Танцевальная разминка. Упражнения на развитие основных групп мышц, координацию движений под музыку различного характера. Упражнения на ощущение музыкальной формы: одновременно с музыкой вступить, окончитьдвижение, в т.ч. навыки поочередного вступления в общий танец. Пластические импровизации под музыку двух-, трёхчастной формы (смена характера движения при изменении характера музыки). Упражнения на двигательную ориентацию в пространстве: построения в колонну, круг, полукруг; перестроения из одной линии в две, три (ходьба, бег,подскоки, галоп); хороводные рисунки «цепочка», «змейка», «воротца». Элементы народного и историко-бытового танца (галоп, полька, вальс). Танцевальные шаги разного характера (лёгкий скользящий шаг, шаг с каблука, шаг с притопом, «ёлочка», «гармошка», «ковырялочка» и др.), движения рук (хлопки, движения с платочком, руки на талии и др.). Хореографическаякомпозиция в двух-, трёхчастной форме из 4-5 движений по кругу с перестроением. Музыкально-пластические этюды под яркую характерную музыку – импровизации движений, передающих повадки животных, поведение характерных сказочных персонажей (Баба Яга, Водяной, Кащей Бессмертный,лиса, заяц, медведь и т.д.) 6 Актёрский тренинг: наблюдение за животными, другими людьми, действие от лица другого человека (от лица друга, бабушки, киногероя; чищу зубы, еду в трамвае, пишу письмо); упражнения на взаимодействие (эстафета, встать по пальцам, зеркало, тень), на индивидуальную память физических действий. Актёрские этюды на события «Впервые в жизни», «Записка», «Находка», «Сломал?!». Краткие попевки, основанные на поступенном нисходящем мелодическом движении в ограниченном диапазоне. Вокально-хоровые распевания, состоящие из 3-4-5 звуков (в т.ч. фрагменты звукоряда, движения мелодии позвукам мажорного трезвучия), попевки на основе интервалов терция, кварта, квинта. Упражнения на выстраивание хорового унисона на слоги «лё», «мо», «ма», «му». Вокальные упражнения для развития музыкального слуха, диапазона и подвижности голоса. Фрагменты и отдельные фразы, наиболее важные интонации из разучиваемых песен по принципу секвенций и в разныхтональностях. Упражнения на совершенствование певческой установки, дыхания. Дыхательные и артикуляционные упражнения, скороговорки. Инсценировка, сценическое представление музыкальных интерпретаций малых литературных форм (скороговорок, поговорок, прибауток, потешек, четверостиший). 3 год обучения: Упражнения, этюды, импровизации Танцевальная разминка. Упражнения на развитие основных групп мышц, координацию движений под музыку различного характера, метро- ритмической организации (вступить из затакта, выдержать паузу и т.д.). Упражнения на ориентацию в пространстве, перестроения (колонны по 1, 2, 4человека; один круг – два круга, круг в круге, воротца, карусель). Элементы народного, историко-бытового танца (шаг с полуприседанием, шаг с подскоком, подскоки с ноги на ногу, «верёвочка», сценический бег), эстрадного танца (волна в корпусе, «кач» на мягких коленях, «kick ballchange») танцевальные рисунки «звёздочка», «корзиночка», «воротца». Хореографическая сюжетная композиция на основе освоенных движений в составе актуальной театральной постановки. Импровизация в знакомых танцевальных жанрах (марш, полька, вальс, галоп, хоровод). Индивидуальные пластические этюды под музыку – импровизация движений, передающих абстрактное настроение, характер (энергичный, нежный, взволнованный, шаловливый и т.д.). Актёрский тренинг: упражнения на взаимодействие (одновременное неподготовленное действие: хлопнуть в ладоши, поклониться, выстроиться поалфавиту и т.п.), память физических действий («Отличись, дополни, повтори»18); на развитие двигательной фантазии («Превратился сам»19. «Парный крокодил»20). Парные этюды на противоположные по смыслу действия (спрятаться – найти, отнимать – не отдавать, уходить – останавливать). Игры на развитие фантазии, речевой свободы «Аббревиатуры», «Волшебная палочка». Речь от лица разных людей (диспетчер на вокзале, экскурсовод, спортивный комментатор). Этюды на движение до слова, вместе со словом, после слова. Этюды нарождение слова «Не хочу!», «Прости», «Надоело». Инсценировка детских песен, стихов. Дыхательные, артикуляционные упражнения, распевания, основанные на трезвучиях, отрезках звукоряда в нисходящем и восходящем движении, на различные гласные (у, а, о, и) и слоги (ля, лю, ле, ли, ма, мо, му и т.д.). Попевки, каноны на материале народных мелодий. Вокальнохоровые упражнения, направленные на расширение диапазона, выравнивание регистровых переходов, гибкость, подвижность голоса. 7 4 год обучения: Упражнения, этюды, импровизации Танцевальная разминка. Упражнения на развитие всех групп мышц, с постепенным увеличением силовой нагрузки, упражнения на растяжку. Перестроения (по одному, в парах) в шахматном порядке, по диагонали. Двигательные импровизации с предметами (платочками, обручами, веерами) Элементы народного танца («моталочка», переменный шаг, подбивка, дробушки, повороты, вращение с подъёмом на полупальцы, сценический и тройной бег, бег с «молоточками», дробным выстукиванием и др.) историко- бытового танца (полонез, менуэт), освоение танцевального стиля hip-hop (простейшие движения и фигуры: кач, slides, impulse и др.). 2-3 хореографические композиции, в т.ч. для актуальной театральнойпостановки. Групповые (парные, по трое) пластические этюды под музыку – импровизация взаимодополняющих движений, передающих различные настроения, характермузыки. Упражнения на взаимодействие в пространстве (одновременное неподготовленное действие: переставить стулья, равномерно занять класс, собраться в группы по какому-либо признаку), память физических действий (в паре); на развитие двигательной фантазии («Превращение предмета», «Мастер и неумеха») Игры на развитие внимания, фантазии, речевой свободы «Фраза из слов», «Шумы», «Картинка за окном», «Смешные истории». Парные этюды на рождение фразы («Пойдём домой!», «Я решил…», «Так этоты?!»), на зону молчания («Встречаем новый год вдвоём, но мы в ссоре», «Списать у вредного соседа по парте»). Групповая самостоятельная актёрско- режиссёрская работа: инсценировка небольшого детского рассказа. Дыхательные, артикуляционные, вокальные упражнения, в т.ч. на интонирование мажорного и минорного трезвучий, интервалов в различном мелодическом движении, интервалов в двухголосии. Пение гамм. Упражнения на развитие навыков двухголосия (выдержанный звук в одном изголосов, остинато, каноны, навык пения терцовой вторы - на интонационном материале народных мелодий). 5 год обучения: Упражнения, этюды, импровизации Танцевальная разминка. Упражнения на укрепление всех групп мышц, развитие пластичности, гибкости, сложную координацию движений.Упражнения на свободное освоение пространства. Элементы народного танца, историко-бытового танца (шаркающий ход, шаг с подскоком, повороты на переступаниях, на полупальцах; вращения на месте, вращения с продвижением). Социальные танцы, танцы народов мира, например, белорусский «Крыжачок», осетинский «Симд», греческий «Сиртаки» (основной ход на переступании с подскоком, подбивками, на высоких полупальцах; вращения, притопы, шаги с переступанием накрест, боковой ход с шагом на пятку и др.) Элементы джаз-танца (изолированные движения разных центров: голова – повороты, наклоны, круги; плечи – круги-полукруги; грудная клетка – вперёд-назад; пелвис – вперёд-назад, кругиполукруги; руки-ноги – движения изолированных ареалов, упражнения для позвоночника и т.д.). Не менее 2-х хореографических композиций, в т.ч. для актуальной театральной постановки. Упражнения на правдоподобность физических действий («По правде и понарошку», «Убегает, догоняет, бежит», «Превращение комнаты», «Пять органов чувств»), на совершенствование актёрской пластики,владение мышечными ощущениями («Вес», «Только руки», «Только ноги», «В маске»33). Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя). Этюды на технику актерского действия и взаимодействия (мобилизация, 8 демобилизация, оценка факта, пристройка сверху, снизу, наравне). Игры на развитие внимания, фантазии, речевой свободы, интонационного слуха: речь «на цифрах», речь на тарабарском языке. Упражнения на «лепкуфразы». Упражнения на технику речи (расширение диапазона, регистровые переходы, орфоэпия). Мнемотехнические упражнения, тренировка памяти. Групповая самостоятельная работа: инсценировка басни. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Вокальный тренаж на чёткое, лёгкое исполнение мелких длительностей в подвижном темпе при одновременном решении двух задач: интонационная точность и чёткая дикция. Певческие упражнения, состоящие из 5-8 звуков: на развитие гибкости голоса, звуковысотного и динамического диапазона. Распевания по принципу секвенций на основе нисходящих и восходящих мотивов (отрезки звукоряда, трезвучия), исполняемые различными штрихами. Пение гамм с название нот и на разные слоги, пение с переносом по тетрахордам. Распевания с элементами двухголосия, ломаного арпеджированного движения мелодии. 6 год обучения: Упражнения, этюды, тренинги, импровизации Танцевальная разминка. Упражнения на укрепление всех групп мышц, развитие пластичности, гибкости, сложную координацию движений, развитие вестибулярного аппарата (вращения, наклоны, прыжки и др.). Упражнения на взаимодействие в парах, ощущение и понимание партнёра, танцевальный этикет. Базовые фигуры парного танца – перемена фигур, расхождение в разные стороны, встреча. Элементы социальных танцев, танцев народов мира (например: лезгинка, мазурка, цыганочка). Элементы джаз-танца (координация, изоляция; позвоночник: flat back вперёд,в сторону, назад, изгибы торса упражнения на contraction, release; уровни движения «стоя», «сидя», «лёжа»; шаги, прыжки: jump, leap) Не менее 3 хореографических композиций на основе изученных стилей и движений, в т.ч. для актуальной театральной постановки. Актёрские этюды, упражнения на оправдание действий («Заданная поза», «Заданный жест», «Заданные слова»). Упражнения на коллективную импровизацию, взаимодействие «Живая картина», «Игра по рассказанным ситуациям». Упражнения на развитие богатства речевой интонации. Словесные действия различной направленности: воздействие на партнёра и его внимание (звать), память (узнавать), чувства (упрекать, ободрять), мышление (объяснять), воображение (удивлять, намекать) и т.д. Парные этюды на наступление (рычаги настойчивости: громче, медленнее, значительнее…) и оборону (глухая, избирательная), отступление. Этюды на публичное одиночество, органичное молчание. Упражнения на овладение темпо-ритмом состояний энергии). Игры и тренинги на развитие ассоциативного мышления («На что похоже?», Шарады). Актёрские этюды на правдоподобность мизансцены. Импровизации на основекартин (Ю. Леман «Провинился», Т. Яблонская «Утро», К. Коровин «У балкона», Ф. Решетников «Опять двойка», «Прибыл на каникулы», Н. Богданов-Бельский «Ученицы», «Деревенские мальчики и др.), Игры-импровизации в различной театральной стилистике (скоромохи, трубадуры, древнегреческий театр). Упражнения на развитие дыхания, артикуляции, вокальные упражнения на развитие диапазона, гибкости и подвижности голоса. Упражнения на расширение динамического диапазона. Выработка энергичного, но не резкогоf и мягкого, но звучного p. Упражнения на контрастную смену динамики в т.ч. в подвижном темпе. Пение гамм с названием нот и вокализом, в т.ч. каноном.Упражнения на освоение двухголосия. Пение кадансов (двухголосных, трёхголосных). 9 Указанный выше учебный материал является примерным, может быть заменён по усмотрению педагога на другие упражнения и музыкальные спектакли с учётом специфики и сложившихся традиций театрального коллектива, актуальных задач творческого развития обучающихся. В рамках одного учебного занятия блоки освоения элементов актёрского мастерства, хореографические и вокальные упражнения, разучивание партий и ролей, постановка мизансцен могут взаимопроникать друг в друга, либо выделяться в качестве последовательно сменяющих друг друга блоков. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Примерная структура типового занятия: Вводная часть. Упражнения на дыхание, снятие зажимов, концентрацию внимания. Артикуляционная разминка (5-10 мин.) Танцевальная разминка (5 мин) Работа над хореографическим материалом (15 мин.) Актёрский тренинг. Упражнения на выразительную речь, перевоплощение, взаимодействие и т.д. (15-20 мин). Распевание, вокальные упражнения (5-10 мин) Разучивание вокальных номеров спектакля (10-20 мин). Репетиционно-постановочная работа (30 – 45 мин). 10 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение программы внеурочной деятельности «Школьный театр» направлено на достижение трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. При этом теоретическое структурное разграничение различных видов результатов на практике выступает как органичная нерасторжимая целостность. Личностные и метапредметные, в первую очередь коммуникативные результаты, имеют глубокое и содержательное предметное воплощение. Тематика театральных постановок способна отражать важнейшие направления воспитательной работы, ориентирована на комплекс базовых национальных ценностей. Личностные результаты Личностные результаты освоения программы «Школьный театр» должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: 1. Патриотического воспитания: осознание российской гражданскойидентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к освоению традиций своего края, музыкальной культуры народов России; стремление развивать и сохранять культуру своей страны, своего края. 2. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой культуры, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкальной, социокультурной жизни образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, праздничных мероприятий. 3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать театральное искусство с учётом моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социальноисторических 11 особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной творческой деятельности, при подготовке спектаклей, концертов, участии в фестивалях и конкурсах. 4. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, стремление видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального и театрального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражениюв разных видах искусства. 5. Ценности научного познания: ориентация на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение языком искусства, овладение основными способами исследовательской деятельности на материале доступной текстовой, аудио- и видео-информации о различных явлениях искусства, использование специальной терминологии. 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе артистической, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 7. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности при подготовке спектакля, проведении репетиций, сценических показов; трудолюбие, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. 8. Экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через различные формы театрального творчества. 12 9. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых,так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального, театрального и других видов искусства; смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе. Метапредметные результаты Метапредметные результаты, достигаемые при освоении программы «Школьный театр» отражают специфику искусства, как иного (в отличие от науки) способа познания мира. Поэтому основная линия формирования метапредметных результатов ориентирована не столько на когнитивные процессы и функции, сколько на психомоторную и аффективную сферу деятельности обучающихся. 1. Овладение универсальными познавательными действиями. Овладение системой универсальных познавательных действий в рамках программы «Школьный театр» реализуется в контексте развития специфического типа интеллектуальной деятельности – художественно- образного, музыкального мышления, которое связано с формированием соответствующих когнитивных навыков обучающихся, в том числе: 1.1. Базовые логические действия: 13 − выявлять и характеризовать существенные признаки конкретногомузыкального, театрального − − − − − − явления; сравнивать виды и жанры театрального искусства, элементы музыкально-театрального действия, сценические образы, сюжеты; устанавливать основания для сравнения, проводить аналогии, находитьассоциации с другими явлениями искусства; устанавливать существенные признаки для классификации явлений культуры и искусства, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных выразительных средств, элементов сценографии,актёрской игры, музыкального и визуального образа спектакля; выявлять недостаток информации, необходимой для достоверного и стилистически оправданного воплощения на сцене художественной задачи; обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей театрального искусства друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях; выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании сценического образа конкретного произведения, жанра, стиля. 1.2. Базовые исследовательские действия: − следовать за развитием, наблюдать процесс развёртывания драматического действия; − использовать вопросы как инструмент познания; − формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, сценического воплощения театральных образов; − составлять алгоритм действий и использовать его для решения актёрских, музыкальноисполнительских и других творческих задач; − проводить по самостоятельно составленному плану небольшоеисследование по установлению особенностей, сравнению художественных процессов, явлений, культурных объектов между собой; − самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования. 14 1.3. Работа с информацией: − применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с − − − − − − учётом предложенной учебной или творческой задачи и заданных критериев; понимать специфику работы с графической, видео-, аудиоинформацией, музыкальными записями; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной или творческой задачей; использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений, развивать мышечную память как способ сохранения пластической информации; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (драматическое, вокальное исполнение, текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной установки. 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями Овладение системой универсальных коммуникативных действий в рамках программы «Школьный театр» реализуется, в первую очередь, через совместную деятельность, содержанием и результатом которой является постановка и публичный показ музыкальных спектаклей. Она предполагает нелинейную динамику творческого процесса, в которой сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Сценическое действие предполагает не только игру актёров, пение и танец. Оно не может быть реализовано без решения дополнительных практических задач, которые также обеспечиваются силами участников театрального коллектива (рабочий сцены, осветитель, костюмер, гримёр, администратор; ответственные за изготовление реквизита, бутафории; ответственные за информационную поддержку и т.д.). Постоянная ротация участников, готовность и умение каждого не только выступать на сцене, но и 15 − − − − − − − − − − − − − выполнять вспомогательные функции являются естественной средой, обеспечивающей разноуровневую коммуникацию обучающихся. При этом специфика освоения элементов актёрского мастерства, непосредственного взаимодействия с партнёрами в режиме «здесь и сейчас» позволяет обучающимся формировать расширенный спектр компетенций в сфере общения. А именно: выражать свою идею, мысль комплексно, используя вербальные и невербальные средства коммуникации; ярко и убедительно выражать эмоции, собственное отношение к происходящему; вести устный диалог, владеть техниками «пристройки» к собеседнику; анализировать внешние обстоятельства общения, чувствовать логику событий, улавливать подтекст; выступать на публике, владеть основами ораторского искусства и сценического движения, органично чувствовать себя в пространстве, преодолевать сценическое волнение; конструктивно обсуждать с товарищами по коллективу текущую деятельность – как свою собственную, так и других людей; видеть различия в поведении других людей, воспринимать их как естественное проявление разнообразия, богатства социального окружения человека. В совместной деятельности: согласовывать собственные цели и действия с целями и действиями других участников коллектива, коллегиально строить действия по достижению общей цели:распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свой участок работы, нести безусловную ответственность за её качество; выручать товарищей в непредвиденной ситуации, приходить напомощь, уметь жертвовать своими интересами ради общего дела; проявлять готовность руководить, выполнять поручения,подчиняться; развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества,соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия 16 произведений искусства; понимать ценность такого социально- психологического опыта, переносить его на другие сферы взаимодействия; 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Личные результаты обучающихся, сформированные в результате занятий «Школьным театром» выходят далеко за рамки художественно- эстетической деятельности, они воспитывают ценные навыки, привычки, установки, которые обеспечивают социальные аспекты функциональной грамотности, вырабатывают компетенции, позволяющие быстро адаптироваться в окружающем мире. Особое значение, исключительную ценность они обретают и в качествевклада каждого участника коллектива в общее дело. В рамках программы «Школьный театр» регулятивные универсальные учебные действия тесно смыкаются с коммуникативными умениями и навыками. Самоорганизация и рефлексия всегда идут двумя параллельными путями – как в индивидуальномплане, так и в логике планирования и оценке совместных действий. Взаимодействие этих путей регулятивных универсальных учебных действий, как правило, предполагают корректировку личных интересов и намерений, их подчинение интересам и потребностям творческого коллектива в целом. 3.1. Самоорганизация: − выявлять проблемы в своей жизни, которые могут быть решены с помощью приёмов и навыков, − − − − освоенных в ходе театральных занятий; рассматривать жизненную проблему, как актёрский этюд, творческую задачу, которая может быть решена различными способами, рассматривать альтернативные варианты, выбирать наилучший вариантрешения; чувствовать ответственность перед партнёром по сцене, координироватьсвои действия с учётом возможностей и намерений партнёра, нести ответственность за свою часть работы перед всем коллективом; уметь ограничивать свои личные интересы и намерения с учётом мнения, интересов, возможностей других членов коллектива ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, 17 − 3.2. − − − − − исполнительских навыков и способностей, настойчиво продвигаться кпоставленной цели; планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебнойзадачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей. 3.3. Эмоциональный интеллект: − чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать − − − − возможности театрального искусства для расширения своих компетенций в данной сфере; развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях сценическогообщения, публичного выступления; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций. 3.4. Принятие себя и других: − уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам; − признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности; 18 − принимать себя и других, не осуждая; − проявлять открытость. − − − − − − − − − − 1) Предметные результаты выступать на сцене, играть разнохарактерные роли, выразительно и достоверно передавая художественный замысел автора, вкладывая вактёрскую игру личностно значимый смысл; исполнять вокальные, танцевальные, пластические номера в составе развёрнутого драматического действия, отдельных сценах, концертных номерах; органично и естественно чувствовать себя перед публикой, взаимодействовать с партнёрами по сцене; понимать специфику, иметь представление о комплексе выразительных средств театрального искусства; владеть основами ораторского и вокального искусства, уметьвыразительно и грамотно говорить, петь, освоить различные манеры пения и сценической речи; владеть пластикой своего тела, освоить основы сценического движения,пантомимы, доступных танцевальных стилей; выполнять сценическую задачу, органично и естественно существовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать; знать приёмы и способы развития памяти, действий в конфликтных ситуациях, снятия психологических зажимов, уметь их применять на сцене и в жизни; уметь организовать собственную работу над ролью, помогать педагогу в организации репетиций с младшими обучающимися; представлять на концертах, праздниках, фестивалях и конкурсах результаты коллективной музыкально-исполнительской, творческой деятельности, принимать участие в культурнопросветительской и общественной жизни. Предметные результаты 1 год обучения Активно включаться в творческий процесс, преодолевать стеснение,робость. 19 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) 11) 12) 13) 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) 11) 12) Знать технику безопасности на занятиях, правила поведения назанятиях, правила поведения при посещении театра. Участвовать в играх, игровых упражнениях, стремиться к созданию доступного игрового образа (самому придумать, сделать, показать). Удерживать произвольное внимание, концентрировать внимание «внутри себя», уметь сосредоточиться на слуховых, зрительных, двигательных ощущениях; контролировать дыхание, мышечныйтонус (снятие телесных зажимов). Двигаться в соответствии с темпоритмом, характером музыки. Уметьпрохлопать равномерную метрическую пульсацию, ритмический рисунок, состоящий из восьмых и четвертей. Освоить основной шаг галопа, хоровода, марша. Исполнять небольшие танцевальные связки, состоящие из 3-4 повторяющихся движений. Импровизировать (в т.ч. под музыку) пластические образы – характеристики животных, птиц, стремиться к узнаваемости образа. Придумывать и показывать небольшие сценки бытового содержания (на 2-3 действия). Показывать физические действия с воображаемым(и) предметом(ами). Выразительно декламировать четверостишия, скороговорки, чётко артикулируя слова. Рассказывать увиденные, самостоятельно сочинённые истории, сюжеты, сценки. Знать правила певческой установки, дыхания, сознательно участвовать в распевании. Петь выразительно простые песни (одноголосные, диатонические, с простым, повторяющимся ритмическим рисунком, краткими фразами, с преобладанием поступенного мелодического движения) преимущественнокантиленного характера (с инструментальным сопровождением). Иметь опыт выступления на сцене в инсценировке детской сказки и / или массовой танцевальной, хоровой сцене42. Понимать значение слов и терминов: театр, зрительный зал, сцена, игра, актёр, зритель. 2 год обучения Знать правила поведения на сцене (не вставать спиной к зрителю, сохранять тишину за кулисами, не задевать кулисы во время сценического действия и др.). Создавать пластические импровизации под музыку, слышать границы музыкальной формы, менять характер движений при смене характера музыки. Слышать темп, ритмические особенности музыки. Уметь прохлопатьметрическую пульсацию на 2/4, 3/4, 4/4, ритмический рисунок, состоящий из восьмых, четвертей, половинных. Ориентироваться в пространстве, уметь заполнить пространство действием; находить своё место, соблюдать рисунок движения в группе, в т.ч. при построении в колонну, круг, полукруг, перестроениив линии. Исполнять основной шаг и 1-2 простых движения польки, вальса. Исполнять в группе несложные хореографические композиции в жанре народного танца своего региона. Наблюдать за повадками животных, поведением людей (особенности речи, взгляда, мимики, жеста), воплощать свои наблюдения вактёрских этюдах-импровизациях. Выполнять по-разному одно и то же действие в различных предлагаемых обстоятельствах. Уметь переходить из позиции исполнителя в позицию зрителя и наоборот. Уметь видеть отличия в исполнении одного и того жезадания, этюда разными обучающимися. Овладеть начальными навыками сценических действий, различать действия физически и словесные, стремиться правдиво действовать в предлагаемых обстоятельствах, иметь представление об исполнительской задаче, событии и его оценке. Доброжелательно и конструктивно участвовать в обсуждении актёрских этюдов, импровизаций товарищей. Выполнять упражнения на дыхание, артикуляцию, речевое и вокальное развитие голоса, понимать их значение в развитии своих задатков и способностей. 20 13) Выразительно, эмоционально, «в образе» исполнять несложные (одноголосные, диатонические, 14) 15) 16) 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) 11) 12) 13) 14) 15) 16) с элементами движения мелодии по звукам аккордов и незначительным количеством скачков) песни из музыкальных спектаклей, в том числе песни-диалоги с инструментальным сопровождением в куплетной, простой одночастной, двух- и трёхчастной форме. Ярко, образно, чётко произносить, декламировать реплики небольшойроли, сочетать вербальные и невербальные средства выразительности. Подготовить и показать на публике небольшую миниатюру (сценку, стихотворение). Принимать посильное участие в подготовкемузыкального спектакля (исполнить роль, выступить в массовой танцевальной или хоровой сцене, помогать за сценой и т.д.). Понимать значение терминов и выражений: этюд, действие, «по правде», кулисы, задник, декорации, костюм, афиша, художник, режиссёр, хореограф. 3 год обучения Создавать пластические импровизации под музыку в знакомых танцевальных жанрах, передавать в движениях темпоритм, настроение, музыкальный образ. Слышать ладовые, регистровые особенности музыки, динамику, штрихи, тембры. Уметь реагировать на разнообразные изменения и сочетания средств музыкальной выразительности – передавать в движениях пластической импровизации широкую дифференцированную палитру чувств и настроений. Уметь прохлопать метрическую пульсацию, остинато, ритмический рисунок, состоящий из шестнадцатых, восьмых, четвертей, половинных, пауз. Ориентироваться в пространстве, точно контролировать своё движение в групповых перестроениях согласно освоенным рисункам музыкального движения, танца. Исполнять основной шаг и 3-4 простых движения народного,историко-бытового, эстрадного танца. Исполнять в группе несложные хореографические композиции для текущей постановки. Овладеть начальными навыками совместных сценических действий, стремиться чувствовать партнёра по сцене в этюдах-импровизациях. Импровизировать парные этюды. Наблюдать за логикой взаимодействия людей в жизни и на сцене, стремиться понять внутреннюю суть конфликта, понимать поступок как действие, отражающее характер героя. Относиться серьёзно к сценической задаче, стремиться к достоверности актёрской игры, создавать поступок героя в логике «предлагаемых обстоятельств». Представлять действие как процесс (начало, развитие, конец), стремиться найти его внутреннюю логику.Конструктивно воспринимать критику своих сценических действий, импровизаций. Совершенствовать артикуляцию, дикцию, выразительность сценической речи. Уметь сочетать слова с физическими действиями, понимать подтекст, произносить реплики с подтекстом. Работать над развитием своих вокальных данных, совершенствовать певческое дыхание, дикцию, чистоту интонирования, обращать внимание на ладовую и гармоническую окраску исполняемой музыки. Петь соло, в ансамбле, в хоре разнохарактерные номера измузыкальных спектаклей. Исполнять песни, различные по уровню сложности (в т.ч. с развитой мелодией, скачками, движением мелодии по звукам аккордов, протяжёнными музыкальными фразами) одноголосные и с элементами двухголосия, с сопровождением и a cappella, простые виды канонов; В пении передавать музыкальный образ в его развитии, используя выразительные возможности голоса, подчинять техническую сторонуисполнения художественным задачам; Подготовить и показать на публике инсценировку песни, развёрнутого стихотворения. Принимать активное участие в подготовке музыкального спектакля (исполнить одну из ролей, быть дублёром, участвовать в массовой танцевальной или хоровой сцене, помогать в изготовлении реквизита,афиши и т.д.). Понимать значение терминов и выражений: логика действий, задача, текст и подтекст, реплика, 21 диалог, ремарка, пауза, мимика, жест, поза. 1) 2) 3) 4) 4 год обучения Создавать пластические импровизации под музыку вдвоём, втроём, дополняя движения друг друга; импровизировать с предметами (платочки, палки, веера), придумывая сюжетные пластические композиции. На основе одной и той же художественной задачи придумывать разные варианты пластических, актёрских решений, интерпретаций. Уметь исполнять с помощью хлопков и притопов комбинированные ритмические рисунки (в т.ч. с синкопами, триолями) в небольшой связке в жанре народного танца. Исполнять не менее 2-х хореографических композиций в разных жанрах (например, народного, историко-бытового танца, 22 5) 6) 7) 8) 9) 10) 11) 12) 13) 14) 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) 10) современного танца в стиле hip-hop), в том числе вставные танцевальные номера для текущей театральной постановки. Импровизировать, уметь построить вдвоём, втроём мизансцену на различные темы предложенных обстоятельств. Находить внутреннююсвязь образа, текста и задачи действия. Придумывать, обыгрывать актёрские этюды на взаимодействие, органичное молчание; различные сочетания словесных и физическихдействий. Наблюдать за импровизациями товарищей, видеть «что» и «как» исполнено, анализировать, «почему именно так» - размышлять над способами раскрытия авторского замысла. Осмысленно декламировать фрагменты поэзии, художественной прозы, обогащать прямой текст подтекстом. Работать над ролью в спектакле: выстраивать событийный ряд, искатьвнешнюю характерность (манеры, пластика, речь и т.д.), добиваться её воплощения. Сознательно и регулярно заниматься развитием своего артикуляционного аппарата, систематически работать над развитием дыхания (объём, глубина, экономный расход воздуха, цепное дыхание, посыл звука в пении, в сценической речи), мимики, вокальных данных. Петь интонационно чисто, эмоционально выразительно небольшие сольные номера, участвовать в исполнении развёрнутых хоровых сцен и номеров, осваивать речитативную манеру пения, мелодекламацию. Самостоятельно (вместе с товарищами) подготовить и показать на публике инсценировку небольшого детского рассказа. Принимать активное участие в подготовке музыкального спектакля (исполнять главные и / или второстепенные роли, участвовать в массовых сценах, принимать участие в создании декораций, реквизита, костюмов, грима, программок, афиш, организации представления и т.д.). Понимать значение терминов и выражений: предлагаемые обстоятельства, словесные действия, конфликт, поступок, статичность, динамичность, мизансцена, пролог, финал, драматург, авторский замысел. 5 год обучения Импровизировать под музыку различных стилей и жанров, в т.ч. современных (например, артрок, фьюжн, инди-поп и др.), используя элементы джаз-танца. Исполнять 1-2 композиции на основе социальных танцев (танцы народов мира). Исполнять 2-3 кратких вставных номера или одну развёрнутую хореографическую сцену для актуального спектакля. Совершенствовать актерское мастерство в индивидуальных этюдах иэтюдах на взаимодействие. Овладеть навыками мобилизации- демобилизации, пристройки к партнёру. Понимать значение смысловой «лепки фразы», развивать навыки речевой и вокальной орфоэпии, интонационной выразительности речи и пения. Сознательно стремиться к развитию различных видов памяти (мышечной, музыкальной), учить наизусть слова тренировочных эпизодов, ролей в спектакле, уметь ярко и выразительно декламировать большие стихотворения, развёрнутые фрагментыхудожественной прозы. Самостоятельно (вместе с товарищами) подготовить и показать на публике инсценировку басни (в т.ч. в разных театральных жанрах – пантомима, комедия, детектив и т.п.) Интонировать, петь чисто и выразительно законченные номера различных вокальных жанров (песня, романс, серенада, колыбельная, дуэт, и др.). Иметь опыт разучивания (исполнения) развёрнутой вокальной сцены сквозного типа развития. Различать манеры пения – академическую, эстрадно-джазовую, народную. Начать освоение разных манер пения в соответствии со стилистикой актуальной театральной постановки. Принимать активное участие в постановке музыкального спектакля (исполнять главные и / или второстепенные роли, участвовать в массовых сценах, предлагать проекты художественного оформления спектакля, изготавливать необходимый реквизит, костюмы, афиши, организовать рекламно-информационное сопровождение постановки, выполнять вспомогательные функции 23 за сценой, в зале во время представления: свет, звук, рабочий сцены и т.д.). 11) Участвовать в выездном показе спектакля за пределамиобразовательной организации. 12) Понимать значение терминов и выражений: премьера, перевоплощение, миф, сквозное развитие, диалог, монолог, 24 пристройка, противодействие. 1) вес, оценка факта, 6 год обучения мобилизация действия - Импровизировать соло, в паре под музыку различных стилей и жанров, используя элементы джаз-танца (в т.ч. разные уровни движения «стоя», «сидя», «лёжа»). 2) Исполнять социальные танцы в паре, соблюдать правила танцевального этикета в паре. Подготовить 1-2 вставных танцевальных парных номера для актуального спектакля. 3) Осваивать специфические приёмы сценического движения (характерная осанка, походка, поклоны, падение, элементы сценического боя, фехтования). 4) Совершенствовать актёрское мастерство, фантазию, реактивность в этюдах на оправдание действий, коллективную импровизацию в разных жанрах и стилях, импровизацию на основе произведений изобразительного искусства. 5) Демонстрировать разнообразие речевого репертуара, умение наступать и обороняться в словесных действиях. Играть с подтекстом,вторым планом. 6) Произвольно менять темпоритм актёрских действий. Владеть основными градациями 10балльной шкалы темпоритмов. Импровизировать, исполнять этюды на соответствие / контраст внешнего и внутреннего темпоритма 7) Управлять темпоритмом сценической речи, владеть навыками ускоренной и замедленной речи (на скороговорках и небольших художественных текстах). Освоить тихое звучание сценической речи,театральный шёпот. 8) Иметь опыт постановки, эскизного разучивания отдельных сцен на иностранном языке. 9) Работать над ролью. Придумывать биографию героя, логику действий «до» и «после». 10) Рефлексивно оценивать свои сценические действия с точки зрения зрителя, чувствовать аудиторию, устанавливать контакт со зрителем. 11) Расширять диапазон, динамическое, тембральное разнообразие голоса. Осваивать разные манеры пения в соответствии со стилистикой актуальной постановки. Уверенно интонировать свою партию в двухголосии (дуэт, сцена, хор) гомофонно-гармонического склада. 25 12) Участвовать в разработке эскизов и создании костюма для совей роли, осваивать навыки наложения грима (самому себе и товарищам). 13) Участвовать в постановке музыкального спектакля (различные амплуа, как сценического так и вспомогательного плана), брать на себя ответственность за отдельные участки подготовительной постановочной работы, помогать с проведением разминок, разучиваний текста, мизансцен с младшими обучающимися. 14) Участвовать в выездных показах спектакля за пределами образовательной организации, в т.ч. на конкурсах, фестивалях. 15) Понимать значение терминов и выражений: тема, сюжет, фабула, бутафория, костюм, парик, грим, гиперболизация, авансцена, пьеса, драма, трагедия, комедия, романтизм, реализм. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое планирование для каждого года обучения: Тематический модуль Содержание Виды деятельности обучающихся Модуль: Музыкальная грамота (15 часов) Весь мир звучит. Игра – подражание звукам и голосам природы с Звуки музыкальные и использованием шумовых музыкальных шумовые. инструментов, вокальной, импровизации. Артикуляционные использованием шумовых двигательной упражнения звукоподражательных звуков. Игры на умение элементов, слушать окружающий мир. Интонация. Выразительные изобразительные Разучивание, и упражнений, исполнение речевых и вокальных песен, вокальные и пластические импровизации на 26 основе данных интонаций, с интонации в музыке, актёрские этюды, игры-перевоплощения. речи, пластике. Ритм. Ритмический рисунок. Сочинение композиций с помощью звучащих жестов. Сочинение танцевальной, пластической Ритмическая композиции на основе предложенного ритмического партитура. рисунка. Ритмические импровизации, двигательные каноны. Игры «Ритмическое эхо», «Замри-отомри». Размер. Музыкальные Пластические упражнения, двигательные импровизации на освоение равномерной пульсации, размеры 2/4, 3/4, 4/4. сочетания сильных и слабых долей. Освоение танцевальных движений размерах 2/4, 3/4, 4/4. Язык искусства: выразительные средства музыки, речи, движения Вокальные, двигательные, речевые игры, этюды, упражнения на освоение средств выразительности в различных комбинациях (сказать, спеть, показать одно и то же медленно или быстро, громко или тихо, связно или отрывисто, разным тембром голоса и т.д.) Музыкальная форма Вокальные, двигательные импровизации, (двухчастная, трёхчастная, разучивание танцевальных композиций в двухчастной, куплетная, рондо). трёхчастной форме, рондо. Декламациястихов, актёрские этюды на повтор, контраст. Контраст и повторкак принципы развития. Вариации принцип развития Групповая работа – сочинение композиций в определённой форме с использованием звучащих жестов, танцевальных движений, шумовых инструментов. как Пластические, актёрские этюды под музыку на точность повторения, варьированное повторение. Придумывание различных вариантов обыгрывания одного и того текста, ситуации, мелодии. Модуль: Музыкальные жанры на театральной сцене (15 часов) Песня, танец, марш. Разучивание, Жанровые сферы музыкальных исполнение песен и танцев спектаклей. Построение песенность, перестроение под танцевальность, Пластические, маршевость. импровизации под танцевального, маршевого музыку маршевого ритмические, характера. интонационные музыку характера. песенного, Стихи художественная проза – чтение, анализ жанровых 27 из и и признаков. Подбор и сопоставление литературных и музыкальных фрагментов на жанровой основе. Жанры инструментальной и Посещение театров, просмотр видеозаписей театральный постановок. Дискуссия о месте и роли вокальной музыки в музыкальных фрагментов спектакля, их жанровых составе особенностях. музыкального спектакля (увертюра, На выбор или факультативно: антракт, романс, вокализ, Проект «Я – режиссёр»: составление сценарного плана ноктюрн,серенада и др.). музыкального сопровождения к выбранным литературным произведениям. Жанры в музыке и в литературе. Комплекс выразительных средств, отражённоев жанре жизненное содержание. Музыкальнотеатральные Разучивание, анализ, исполнение произведений с ярко выраженной жанровой основой (эпической, лирической, драматической, комической). Слушание, сравнение, критическая оценка различных интерпретаций. Импровизация в жанре. Ассоциативные связи музыка-литература. Совместное посещение театров, фестивалей, жанры: просмотр телевизионных и интернет-трансляций. опера, балет, мюзикл Дискуссии, игры-викторины. Импровизации, актёрские этюды на основе одного и того же текста (сюжета, сценки) в стилистике различных музыкально-театральных жанров. На выбор или факультативно: Составление письменного отзыва, рецензии на спектакль. Номерная структура музыкального спектакля Хор – музыкальное Разучивание, анализ, исполнение вокальных и танцевальных номеров для театральных постановок (сольные номера, дуэты и трио, хоры и массовые танцы). Слушание, анализ инструментальных фрагментов музыкального спектакля. Творческие задания – подбор музыкального сопровождения для заданного театрального образа, актерского этюда, двигательной импровизации. Модуль: Музыка в жизни человека (15 часов) Освоение базовых 28 навыков хорового пения: единство людей. певческая установка, Особое переживание формирование – слияние голосов в дирижёра: пении. Упражнения певческое округлого дыхание, звука. начало, на дыхание, Пение по окончание дыхание, руке пения. артикуляцию. Выстраивание хорового унисона, поиск красивого тембра звучания хора. Разучивание, исполнение песен с сопровождением и a cappella. Танцы, веселье. игры и Подвижные игры под музыку. Пластические импровизации в характере музыкального звучания. Разучивание, исполнение простых движений и танцев, композиций. Музыка в цирке, на уличном шествии, Актёрские, пластические этюды соответствующего характера. спортивном ситуаций празднике. спортивного парада, под музыку Обыгрывание карнавального шествия, Групповые творческие праздника. импровизации «Цирковая труппа». На выбор или факультативно: Флеш-мобы на улицах города. Военная музыкально- тема вСоздание, композиций исполнение театральном направленности, искусстве. Просмотр и музыкально-литературных военно-патриотической инсценировка обсуждение военных спектаклей песен. военной тематики. Модули «Музыка моего края», «Музыка народов России» (10 часов) Сказки, легенды, мифы и Постановка на сцене спектаклей по мотивам русских народный народных сказок, преданий своего края, мифов и театр. легенд народов представлений в России. стилистике Разыгрывание различных видов народного театра (балаган, раёк, вертеп и т.п.). Фестиваль народной культуры. Представление на сцене реконструкций фольклорных Российской Федерации История края. Постановка спектаклей родного песен, обрядов танцев, народов отдельных концертных номеров, и фрагментов, посвящённых выдающимся людям родного края, значимым историческим событиям своей малой родины. Театрализованная Постановка музыкальных, танцевальных номеров, 29 игра «КВН», посвящённая сегодняшнему дню родного города, края, республики придумывание пародий, шутливых сценок, реприз. Домашние заготовки и непосредственная импровизация на сцене. Творческая проектная деятельность команд, членовжюри из числа обучающихся. Модуль «Музыка народов мира» (10 часов) Сказки мира. народов Постановка на сцене спектаклей по мотивам народных сказок, преданий, мифов и легенд народов мира. Международный фестиваль По странам континентам. Представление на сцене песен, танцев, реконструкций фольклорных обрядов народов мира. и Постановка отдельных концертных номеров, фрагментов, спектаклей, выдержанных в эстетике зарубежных античная национальных драма, различные традиций итальянская направления (например, комедия японского, dell’arte, китайского театра), в т.ч. спектакли на иностранном языке. Модуль «Духовная музыка» (4 часа) Религиозные сюжеты Постановка фрагментов, спектаклей по мотивам и образы на библейских сюжетов, а также светские сюжеты (на театральной сцене. философские темы смысла жизни, предназначения человека) с использованием духовной музыки русских и зарубежных композиторов. Модуль «Классическая музыка» (10 часов) Классика музыкального театра Вечная классика Гений и судьба Постановка спектаклей, отдельных фрагментов из опер, балетов, музыкальных спектаклей (в т.ч. адаптированных для детей) русских и зарубежных композиторов-классиков (П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, С. С. Прокофьев, Э. Григ, И. Штраус и др.) Постановка современных пьес, инсценировок литературных произведений различных авторов и жанров в сопровождении классической музыки Постановка спектаклей биографического характера о жизни и судьбе выдающихся композиторов, исполнителей, их творчестве, ближайшем окружении и т.д.. 30 Модули «Современная музыкальная культура», «Музыка театра и кино», «Связь музыки с другими видами искусства» (15 часов) Мюзикл Постановка спектаклей, отдельных фрагментов из мюзиклов, музыкальных спектаклей, эстрадных шоу отечественных и зарубежных композиторов XX-XXI веков (М.И. Дунаевского, Г.Г. Гладкова, Э.Л. Уэббера, Р. Роджерса и др.) С экрана – на сцену Сценические интерпретации, постановки по мотивам любимых художественных и мультипликационных музыкальных фильмов. Художник искусство театра и Проведение анализа идеи, сюжета и действий спектакля; создание проекта оформления, выполнение рисунков или коллажей костюмов, грима для действующих лиц; создание эскизов кукол — персонажей кукольного спектакля и эскизов основных мест действия (фон); выполнение проектов афиши, программки, пригласительного билета (эскиз, компьютерная графика). Театр начинается вешалки с Театральные профессии, их значение, практика создания спектакля «по полному циклу»: машинерия, изготовление декораций, костюмов, свет, звук, реклама, администрирование и т.д. На выбор или факультативно Экскурсия в театр с посещением театральных цехов, знакомство с внутренним устройством театральногоздания. Радиоспектакль Создание музыкальной радиопостановки на основе выбранного (самостоятельно сочинённого) литературного произведения. Работа над интонационной выразительностью голоса. Опыт и навыки работы с микрофоном, монтаж аудиозаписи. Школьная киностудия Создание видеороликов, видеоклипов, любительских фильмов на основе текущего театральномузыкального репертуара. Проектная деятельность по созданию видеофильма (сценарий, съёмка, озвучка, монтаж и т.д.). Модуль «Сценическое действие и речь» (42 часа) 31 Фольклорные игры Участие в традиционных играх. Проявление личных качеств, индивидуальных способностей (темперамент, характер, уровень самоконтроля и др.), приобретение опыта непринуждённого общения, преодоление стеснительности, снятие зажимов, раскрепощение. Музыка речи Игры и упражнения, направленные на привлечение внимания к качеству звучащей речи. Слушание, пластическое интонирование, опыт произнесения небольших фраз, четверостиший в разных характерах (певуче, отрывисто, монотонно, резко, напряжённо, с удовольствием и т.д.). звучащей Дикция – вежливость актёра Артикуляционная гимнастика, выполнение упражнений на дыхание, дикцию, подачу звука, всестороннее развитие голосового аппарата. Тренировка сложных звукосочетаний, скороговорки. Подбор, сочинение и отработка текстов, направленных на выправление индивидуальных недостатков речи. Наблюдение (Наблюдение Решение практических задач, упражнений на внимание, – основа перевоплощения) наблюдательность. Навыки осознанного наблюдения за окружающим миром, животными, людьми. Импровизации – имитации поведения животных и птиц, людей разного возраста, профессии, характерных сказочных персонажей. 32 Материально-технические условия реализации программы Материально-техническими условиями реализации данной программы является наличие помещения (помещений) для репетиционных занятий; зала со сценой, оборудованной в соответствии с особенностями театрального искусства (одежда сцены, акустическая система, осветительное и проекционное оборудование, микшерный пульт), помещений для переодевания (гримёрные). Оборудование: музыкальные инструменты, звуковоспроизводящая аппаратура. Должна быть также обеспечена материальная база для создания реквизита, декораций, костюмов и их хранения; технические условия для видеосъемки как готовых спектаклей, так и репетиционного процесса (для последующего творческого анализа обучающимися своих сценических действий). 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Список рекомендуемой литературы: Авров, Д.Н. Спектакль и зритель: (Как смотреть и оценивать спектакль). Кн. для учащихся ст. кл. / Д. Н. Авров. - М. : Просвещение, 1985. - 96 с. Аксельрод, А.Ю. Курс Веселых Наук [Текст] / А. Ю. Аксельрод, М. И. Кандрор, М. С. Левинтон ; Рис. худож. А. С. Дорфмана. - Москва :Искусство, 1974. - 110 с. Буссер А.М., Оссовская, М.П. 104 упражнения по дикции и орфоэпии (длясамостоятельной работы). Учебное пособие. М.: Лань. – 2022, 136 с. Васильева, Т.И. Упражнения по дикции : Учеб. пособие по курсу «Сцен. Речь» для актер. фак. театр. вузов / Гос. ин-т театр. искусства им. А. В. Луначарского. Школа-студия (ВУЗ) им. Вл. И. Немировича-Данченко приМХАТ СССР им. М. Горького. - М. : ГИТИС, 1988. 94 с. Венецианова М.А. Актёрский тренинг. Мастерство актёра в терминах Станиславского. Москва: АСТ, 2010. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психол.очерк : Кн. для учителя / Л. С. Выготский; [Послесл. В. В. Давыдова]. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1991. 90,[2] с. Газман, О.С. В школу - с игрой : Кн. для учителя / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова. - М. : Просвещение, 1991. - 96 с. Гиппиус, С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 377 с. Гринер, В.А. Ритм в искусстве актера [Текст] : Метод. пособие для театр.и культ-просвет. училищ. - Москва : Просвещение, 1966. - 154, [17] с. : Ершов, П.М. Режиссура как практическая психология [Текст] :(Взаимодействие людей в жизни и на сцене). - Москва : Искусство, 1972. - 352 с. Ершова, А.П., Букатов, В.М. Возвращение к таланту. – Красноярск:АКМЭ, 1995. – 221 с. Запорожец, Т.И. Логика сценической речи [Текст] : Учеб. пособие длятеатр. и культ.просвет. заведений. - Москва : Просвещение, 1974. - 125 с. Калмановский, Е.С. Книга о театральном актёре: введение в изучениеактёрского творчества. – Л.: Искусство, 1984. – 223 с. Климовский, В.Л. Мы идем за кулисы : Кн. о театр. цехах. [Для мл. школ.возраста] - М. : Дет. лит., 1982. - 127 с. Красев, М.И. Оперы-игры для детей младшего возраста : Пение с ф.-п. /Облегч. ред. Н.А. Метлова. - М. : Музгиз, 1959. - 99 с. Карташкин, А.С. Праздник с чудесами : (Искусство сцен. волшебства) :Кн. для учителя / А. Карташкин. - М. : Просвещение, 1993. – 186 с. Кипнис М. Актёрский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любоготренинга. Москва: АСТ, 2009. 33 18. Колчеев Ю. В. , Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М. : Школьнаяпресса. – 2000. 19. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры упражнения для красивого движения. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. Ярославль: Акад. развития [и др.], 2000. – 110 с. Мочалов, Ю.А. Композиция сценического пространства: Поэтика мизансцены. - М. : Просвещение, 1981. - 239 с. Муравьев, Б.Л. От дыхания - к голосу: Работа над речевым дыханием актера. Учеб. пособие / Л.: Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. 1982. - 53 с. Никитина А.Б., Витковская Ю.Н., Белюшкина И.Б.. Театр, где играют дети. М. : Владос, 2001. – 288 с. Роль театра в учебно-воспитательной работе школы: Методические рекомендации. М.: НИИ ХВ АПН СССР, 1975. Рубина Ю.И. и др. Основы педагогического руководства художественной самодеятельностью школьников. М.: Просвещение, 1983. Руднева С.Д., Фиш Э.М. Музыкальное движение / методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания / 2-е издание, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург: Издательский центр «Гуманитарная академия», 2000. – 319 с. Сироткина, И.Е. Свободное движение и пластический танец в России. - Москва: Новое лит. обозрение, 2011. - 319 с., Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников : Программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. - М. : ВЛАДОС, 2001. 159 с. : 34