Рабочая прграмма курса внеурочной деятельности_Умники и умницы_

1.Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» (далее – Программа)
составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной
образовательной
программы,
представленных
в
федеральном
государственном
образовательном стандарте начального общего образования, утвержденном приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования», а также с учетом: – федеральной рабочей программы воспитания,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г.
№ 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования»;
Программа по курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития
познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю.
Цибаевой «Умники и умницы» с использованием методического пособия О.А. Холодовой
«Юным умникам и умницам».
Назначение программы. Данный курс представляет систему интеллектуальноразвивающих занятий для обучающихся начальных классов. Принципиальной задачей
предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и
общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у
обучающихся слабо
развиты память,
устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Программа курса «Умники и умницы» направлена на решение этой проблемы.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным
стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов
организации деятельности обучающихся, направленных на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
курса.
2. В основу реализации программы положены
ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую
оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются
в рамках внутренней
системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
программы кружка, воспитательного результата положены методики, предложенные
Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.
6. При планировании содержания занятий
прописаны виды познавательной
деятельности обучающихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей обучающихся на основе
системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
1)
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение
выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
2)
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти,
внимания, зрительного восприятия, воображения;
3)
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно
излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения,
аргументировано доказывать свою точку зрения;
2

4)
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;
5)
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности обучающихся;
6)
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других,
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
7)
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе
изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Курс включает 33 занятия в год по 1 занятию в неделю в 1 классе и 68 занятий в год со 2-4
классы. Продолжительность занятия 35-45 минут. Эти занятия отличаются тем, что имеют не
учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и
заинтересовывает младших школьников.
Общая характеристика программы
В программе прослеживается системный подход к формированию личности, развитию
познавательных и коммуникативных способностей личности. Прослеживается культурный
рост и самосовершенствование, воспитание личностных и ценностно-ориентационных
качеств обучаемых. Программа позволяет учащимся развивать личностные качества,
познавательные и коммуникативные способности. Внутренняя логика программы построена
на реализации принципа системной дифференциации, являющегося ведущим механизмом
психического развития.
Программа состоит из 2 учебных тем: “Развитие коммуникативных способностей” и
“Развитие познавательных способностей”.
“Развитие коммуникативных способностей”
Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных
ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить
и слушать других. Основа культуры общения — соблюдение этических норм речевого
поведения (речевого этикета). В этой связи можно говорить о широком и узком понимании
речевого этикета. Правильное использование этикетных формул в речь помогает
установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности
вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает
взаимопонимания между людьми.
Речевое обучение детей предполагает:
Во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных
стереотипов.
Во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации
общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).
Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых
норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно
на такой подход ориентирован предлагаемая методика.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои
ролевые позиции (старший — младший, знакомый — незнакомый и др.) и соответственно
строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные
формулы. Рекомендуемая нами система обучения привязывает усвоение этикетных формул и
других норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для дошкольника и
младшего школьника (дом, детский сад, школа, общественный транспорт, театр и др.).
Ролевые позиции общающихся в этих ситуациях определены достаточно четко:
мальчик — мальчик, мальчик — девочка, девочка — девочка, брат — сестра, бабушка —
внук, учитель — ученик, ребенок — взрослый (знакомый или незнакомый). Речевое
поведение в каждом случае определено ролевой позицией участника общения, на осознание
которой направлены различные ролевые задания и упражнения, в том числе ролевые игры,

3

которым в книге уделяется значительное место: ведь именно в игре коммуникативные
способности реализуются естественно и максимально разнообразно.
“Развитие познавательных способностей”
Познавательными способностями называются психические процессы, с помощью
которых человек познает мир, себя и других людей. К таким способностям относятся:
ощущение, восприятие, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и
внимания.

4

Основными принципами работы программы являются:
- учет современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность;
- личностно-ориентированный подход.
- управляемость образовательным процессом;
- сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Формы работы
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же
индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс,
подвижные игры и массовые мероприятия.
Формы организации занятий:
- учебное занятие;
- открытое занятие;
- экскурсии;
- организация праздников;
- театрализованное занятие;
- участие в выставках и конкурсах различного уровня;
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
-Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
Метапредметные результаты :
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий:
-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские

геометрические фигуры.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст.
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса
положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной
деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не
получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает
их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным
деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного
общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых
немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

6

Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным
психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики
«Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни
описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития
контроля, оценки)
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по
методикам Холодовой О.А., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе
учителя);

текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его
реального выполнения;
-пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью
выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и
опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия
методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

итоговый контроль в формах:
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
-контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые
ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает
сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе
учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Для оценки эффективности занятий планируется использовать следующие показатели:
− степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем
помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше
развивающий эффект занятий;
− поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников
обеспечивают положительные результаты занятий;
− результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
− косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой
учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности,
улучшение мыслительной деятельности);
− также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые
планируется на протяжении года заносить в таблицы (таблица 1 и 2), прослеживая динамику
развития познавательных способностей детей.

7

3. Тематическое планирование
1 класс
Тема

Общее
количество
часов
I.Введение. Инструктаж по ТБ.
1
II.
Выявление
уровня
развития 1
познавательных процессов
III. Тренировка внимания
9
IV. Развитие мышления
4
V. Тренировка памяти
9
VI. Совершенствование воображения
4
VII.
Развитие
аналитических 4
способностей
VIII.Обобщающее
занятие
«Наши 1
достижения»
Итого
33
2 класс

В том числе
Теоретические

Практические

1
-

1

-

9
4
9
4
4

-

1

1

32

Тема

В том числе
Теоретические

Практические

1
-

8

-

12
8

-

14
16
6

-

3

1

67

В том числе
Теоретические

Практические

1
-

6

-

8
4
8
4

Общее
количество
часов
I.Введение. Инструктаж по ТБ.
1
II. Свойства, признаки и составные 8
части предметов
III. Сравнение
12
IV. Взаимосвязь между видовыми и 8
родовыми понятиями
V. Элементы логики
14
VI. Развитие речи
16
VII.
Развитие
аналитических 6
способностей
VIII.Обобщающее
занятие
«Наши 3
достижения»
Итого
68
3 класс
Тема
Общее
количество
часов
I.Введение. Инструктаж по ТБ.
1
II. Свойства, признаки и составные 6
части предметов
III. Сравнение
8
IV. Комбинаторика
4
V. Действия предметов
8
VI. Взаимосвязь между родовыми и 4
видовыми понятиями
8

VII. Элементы логики
VIII.
Развитие
творческого
воображения
IX.Практический материал
X. Обобщающее
занятие
«Наши
достижения»
Итого

20
6

-

20
6

8
3

-

8
3

68

1

67

В том числе
Теоретические

Практические

1
-

3
3
11
11
4
1

1

67

4 класс
Тема

Общее
количество
часов
I.Введение. Инструктаж по ТБ.
1
II. Сравнение
6
III. Комбинаторика
6
IV. Элементы логики
22
V. Развитие творческого воображения
22
VI. Практический материал
8
VII Обобщающее занятие «Наши 3
достижения»
Итого
68

4. Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.
При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по
сложности задач.
В основе построения лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При
этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по
сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и
развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться
в
пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи,
формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия
предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию
восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной,
смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты
запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные
упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение
объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных
предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений
в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное,
умение сравнивать
предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять
закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза,
сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе
развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения
дидактических игр.
9

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было
обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся.
Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки.
Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Содержание предмета строится на основе ценностных ориентиров:
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и
самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и
жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и
поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в
обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Основные принципы распределения материала
-системность: задания располагаются в определенном порядке;
-принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
-принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
-увеличение объема материала;
-наращивание темпа выполнения заданий;
-смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего
развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в
зону актуального развития. Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут . Во время
занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля
и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное
беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей
формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий,
дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и
доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры,
ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основная особенность занятий по развитию познавательных способностей и их отличие от
школьных уроков: содержат задания неучебного характера, серьёзная работа принимает
форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Таким
образом, обеспечивается развитие познавательных способностей и общеучебных умений и
навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач.
Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать
решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного
вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных
действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач
любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка
решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у
всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты
мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет
10

отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение
самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и
старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях,
могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи,
которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный
эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые
задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим,
различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это
позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и
тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем
могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые
темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и
решаемых задач.
В процессе выполнения каждого задания
происходит развитие почти всех
познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр,
направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его
устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно
важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути,
оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой
и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и
применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий
учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и
определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового
запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается
основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая
карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного
рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из
11

нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова
записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о
котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие
мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на
доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и
проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и
правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные
объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями,
учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на
формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение
задания).
5. Организационно-педагогические условия реализации программы
Литература для учителя:
1.Айзенк Х. и Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка.- М., 1996.
2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 1-3
классов.-М.,1993.
3.Баррет С.Тайны мозга .-Санкт- Петербург,1997.
4.Башаева Т.В. Развития восприятия удетей.- Ярославль, 1998.
5.Бесова М.А. В школе и на отдыхе.-Ярославль,1998.
6.Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры.- Ярославль,1996.
7.Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. — М.: Генезис, 2001.
8.Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа мышления. - М.,1985.
9.ДеннисонП., Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей.-М.,1992.
10Дьяченко О.М. Лото “Веселые человечки”. – М.: Линка-пресс, 2003.
11.Холодова О., «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных
способностей (6-7 лет). - Москва: РОСТ книга, 2007 г
Материально-техническое обеспечение
Средства обучения:
- наглядные пособия
- подборка информационной и справочной литературы
- набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу
- кассеты с записями детской музыки и т.д.
- треугольники
- разрезные картинки
- книги серии “Развивающие игры”
- простой и цветные карандаши;
- тетради;
- линейки;
- краски;
- настольные игры;
- цветная и белая бумаги.
- магнитофон;
- учебная доска.

12

Приложение 1
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР
(вариант 5.1) относятся:
- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических
функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе
обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и
коррекции этих нарушений;
- возможность адаптации рабочей программы с учетом необходимости коррекции
речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков обучающихся;
- гибкое варьирование организации
соответствующих методик и технологий;

процесса

обучения

путем

использования

- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для
обучающихся с ТНР;
постоянный
(пошаговый)
мониторинг
результативности
сформированности социальной компетенции обучающихся;

образования

и

- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе
специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных
средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на
речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
- возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских
показаний;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем обучения
умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики.
Подходы к оцениванию планируемых результатов обучения.
Обучающиеся с ТНР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой
аттестации в иных формах (в соответствии с особенностями обучающегося с ТНР).
Приложение 2
Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата (вариант 6.1.) включают:
• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как
через содержание учебного предмета, так и в процессе индивидуальной работы;
• использование специальных методов, приёмов и средств обучения, обеспечивающих
реализацию «обходных путей» обучения;
• индивидуализация
развивающегося ребёнка;

обучения

требуется

в

большей

степени,

чем

для

нормально

• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
• безбарьерная среда, которая обеспечивает необходимые в период начального обучения
щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.

Подходы к оцениванию планируемых результатов обучения.
Обучающиеся с НОДА имеют право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой
аттестации в иных формах (в соответствии с особенностями обучающегося с НОДА), на
специальные условия проведения оценки результатов освоения рабочей программы, что
включает:
13

1). специально организованная среда и рабочее место обучающегося с НОДА в
соответствии с особенностями ограничений здоровья;
2). при необходимости сопровождение (помощь) обучающегося с НОДА в соответствии с
особенностями ограничений здоровья;
3). увеличение времени на выполнение заданий;
4). ассистивные средства и технологии (при необходимости);
5). возможность организации короткого перерыва (1—15 минут) при нарастании в
поведении ребенка проявлений утомления, истощения.
Приложение 3
Особые образовательные потребности обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.1)
• адаптация учебного материала с учетом необходимости коррекции психофизического
развития;
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды
с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и
нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой
работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
• организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом» предъявлении
материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов
и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
• учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для
обучающихся с ЗПР;
•
постоянный
(пошаговый)
мониторинг
результативности
образования
и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики
психофизического развития;
• обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего
справляться с учебными заданиями самостоятельно;
• постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
• постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
• специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
• постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
• использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения.
Подходы к оцениванию планируемых результатов обучения.
Обучающиеся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и итоговой
аттестации в иных формах.

14

Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся с ЗПР включают:
• особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых
образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР;
• привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для
обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
• присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
• адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР:

1) упрощение формулировок по грамматическому и семантическому оформлению;
2) упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления ее на короткие
смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания;
3) в дополнение к письменной инструкции к заданию, при необходимости, она
дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми
акцентами;
• при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР (более крупный шрифт, четкое
отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и
семантическому оформлению и др.);
• при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей
(одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование
на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и
разъяснение инструкции к заданию);
• увеличение времени на выполнение заданий;
• возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении
ребенка проявлений утомления, истощения;
• недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций,
приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».