MnnncrepcrBo o6pasonannfl Ir MoJroAe)rcnofi no.nnrr{Krr CnepA.noscrcofi o6.uacrn
IocyAapcrBeHHoe 6roAxcerHoe o6uleodpasonareJrbHoe yype4Aenne CnepA"iloscnofi
o6.nacru <>
PACCMOTPEHO:
(EIIILI4Tx 4erefi,
fle,qaroruqecKrrM coBeroM,
flpororo
,,4,
t Ng L
0Y
bHoM.reqeHlru)
2021 r.
B.M.
fforoxceHrre
O nnyrpeHHefi cncreMe orIeHKe KaqecrBa odparoBaHr.rfl
B
fEOy CO (EIIII4 Arrn Aerefi, Hylrqarcunxcn B AJrrrreJrbHoM
JICIIEHIIII
Erarepun6yp., 202I
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования
(далее ВСОКО) в ГБОУ СО «ЕШИ для детей, нуждающихся в длительном лечении»
(далее Положение):
- определяет цели, задачи и основные направления ВСОКО;
- регулирует порядок организации и проведения ВСОКО;
- определяет конкретные показатели по обеспечению объективности школьных
процедур оценки качества подготовки обучающихя;
- фиксирует критериальную рамку оценки образовательных результатов, в том
числе личностных и метапредметных;
- определяет состав мониторингов;
- устанавливает взаимосвязь ВСОКО и ВШК;
- устанавливает связь ВСОКО и самообследования.
1.2. В Положении определяются единые требования к организации оценки
качества образования в ГБОУ СО «ЕШИ для детей, нуждающихся в длительном
лечении» (далее школа/образовательная организация) с учетом действующей системы
федерального государственного контроля качества образования, подходов к
независимой системе оценки качества образования; национальных исследований
качества образования и международных сопоставительных исследований качества
образования.
1.3. В соответствии с региональной системой оценки качества подготовки
обучающихся ВСОКО регулирует полный цикл управленческой деятельности по
сформулированной позиции оценивания:
- объективность оценки качества подготовки обучающихся;
- сбалансированность системы оценки качества подготовки обучающихся;
- оценка ключевых характеристик качества подготовки обучающихся.
1.4. Положение разработано в соответствии с:
- Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (п.13, ч.3, ст.28);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2013
года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
06 мая 2019 года № 590, Министерства просвещения Российской Федерации № 219 «Об
утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в
общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований
качества подготовки обучающихся»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам,
утвержденным
приказом
Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
- ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки
от 06.10.2009 № 373;
- ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки
от 17.12.2010 № 1897;
- Порядком проведения самообследования в образовательной организации,
утвержденным приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462 (с изменениями);
- Постановление Правительства Свердловской области от 18.09.2019 г. № 588-ПП
«Об утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года»;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 18.12.2018 г. № 615-Д «О региональной системе оценки качества образования
Свердловской области»;
- Положение о мониторинге региональных показателей качества подготовки
обучающихся в рамках реализации направления «Система оценки качества подготовки
обучающихся» Региональной системы оценки качества образования в Свердловской
области (утверждено протоколом заседания рабочей группы по развитию региональной
системы оценки качества образования и региональных механизмов управления
качеством образования в Министерстве образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2020 №1).
- Устав ГБОУ СО «ЕШИ для детей, нуждающихся в длительном лечении»;
- Локальные нормативные акты школы.
1.5. В Положении использованы следующие понятия и аббревиатуры:
Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) – это система
управления качеством образования на основе проектирования процедур оценки
качества, сбора и анализа информации о содержании образования, условий реализации и
эффективности составляющих компонентов ООП НОО и ООП ООО и результатах
освоения обучающимися основных образовательных программ. ВСОКО обеспечивает
получение своевременной, полной и объективной информации о соответствии
образовательной деятельности школы требованиям ФГОС и потребностям участников
образовательных отношений;
Качество образования – комплексная характеристика образовательной
деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень соответствия
требованиям ФГОС, образовательным стандартам, федеральным государственным
требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах
которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
(ст. 2 ФЗ-273);
Оценка качества образования — это определение с помощью диагностических
и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения образовательного
процесса, образовательных результатов, нормативных требований социальным и
личностным ожиданиям;
Самообследование – процедура оценивания образовательной деятельности,
системы управления ОО, содержания и качества подготовки учащихся, организации
учебного процесса, качества кадрового, учебно-методического, библиотечноинформационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования
внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей
деятельности ОО;
Внутришкольный контроль (ВШК) – административный ресурс управления
качеством образования в образовательной организации, аккумулирующий процедуры и
результаты ВСОКО. ВШК – обязательный компонент управленческого цикла,
обеспечивающий жизнеспособность образовательной системы наряду с планированием
и анализом деятельности ОО;
Мониторинг – комплексное аналитическое отслеживание процессов,
определяющих количественно-качественные изменения качества образования,
результатом которого является установление степени соответствия измеряемых
образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной,
зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе
государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным
ожиданиям участников образовательного процесса.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ВСОКО
2.1. Основные цели:
- обеспечение доступного качественного образования,
- формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования
в школе, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление
изменений, влияющих на качество образовательного процесса и его результатов;
- получение объективной информации о состоянии качества образования в школе,
тенденциях к изменениям и их причинах для принятия обоснованных и своевременных
управленческих решений.
2.2. Задачи ВСОКО:
- определение степени соответствия образовательных программ нормативным
требованиям и запросам основных потребителей образовательных услуг;
- оценка уровня индивидуальных образовательных достижений, обучающихся;
- определение в рамках мониторинговых исследований степени соответствия
качества образования на различных уровнях ОО федеральным государственным
стандартам;
- выявление факторов, влияющих на качество образования;
- содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в
процедурах оценки качества образования;
- определение направлений повышения квалификации педагогических
работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов,
индивидуальным достижениям обучающихся;
2.3. Принципы ВСОКО:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве
образования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их
социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития
отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования,
преемственности;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных
групп потребителей;
- рефлексивности, реализуемый через включение педагогов в самоанализ и
самооценку деятельности с опорой на объективные критерии и показатели;
- повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого
педагога;
- оптимальности использования источников первичных данных для определения
показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их
многократного использования);
- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом
существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и
интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней
управления;
- сопоставимости системы показателей с региональными аналогами;
- взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними
взаимосвязей и взаимозависимости;
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки
качества образования в ОО.
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ВСОКО
3.1. Структура ВСОКО в школе включает:
3.1.1 Администрацию ОО (функции организационная, регулятивная,
контролирующая, информационная, аналитическая):
Разрабатывает локальные акты, регулирующие функционирование ВСОКО
школы и приложений к ним, утверждает приказом директора школы и контролирует их
выполнение.
Разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на
совершенствование системы оценки качества образования школы, участвует в этих
мероприятиях.
Обеспечивает на основе образовательной программы проведение в школе
контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических
исследований по вопросам качества образования.
Организует систему оценки качества образования, осуществляет сбор, обработку,
хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития; анализирует
результаты оценки качества образования на уровне школы.
Организует изучение информационных запросов основных пользователей
системы оценки качества образования.
Обеспечивает условия для подготовки работников школы по осуществлению
контрольно-оценочных процедур.
Обеспечивает информационную открытость и предоставление информации о
качестве образования на региональный и федеральный уровни системы оценки качества
образования;
Формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки
качества образования (анализ работы школы за учебный год, самообследование и т.д.);
Принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе
анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО.
3.1.2. Коллегиальные органы управления ОО - педагогический совет (функции:
стратегическая, регламентирующая, управленческая, контролирующая):
Содействует определению оценки качества образования в школе.
Участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития школы; в обсуждении и выборе учебных планов, программ,
учебников, форм, методов образовательного процесса и способов их реализации.
Принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих
состояние и динамику развития системы образования в школе.
Принимает участие в согласовании локальных актов,
Принимает решение о допуске обучающихся к экзаменам, переводе обучающихся
в следующий класс, выдаче аттестатов об образовании; о поощрениях обучающихся и
педагогических кадров.
3.1.3. Методический совет (функции: обучающая, сопровождающая, экспертная,
аналитическая):
Участвует в разработке методики оценки качества образования.
Участвует в разработке критериев оценки результативности профессиональной
деятельности педагогов школы; в организации работы по повышению квалификации
педагогических работников, по развитию их творческих инициатив, распространению
передового опыта.
Дает оценку продуктивности и профессионализма педагогов на основании
анализа образовательной деятельности педагогических работников.
Содействуют проведению подготовки работников школы по осуществлению
контрольно-оценочных
процедур;
в
организации
и
проведении
опытноэкспериментальной работы.
Проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации
обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию.
Готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений
по результатам оценки качества образования на уровне школы.
3.1.4. Методические объединения педагогов (функции: контрольно-оценочная,
планирующая, аналитическая);
3.1.5. Временные и другие объединения (ПМПк, рабочие, творческие группы);
3.1.6. Обучающиеся школы (самооценка, рефлексия);
3.1.7. Родители (законные представители); функции: участие в работе
родительских комитетов, управляющего совета, во внеурочных мероприятиях.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВСОКО
Объектами ВСОКО являются:
- основные образовательные программы по уровням общего образования, в том
числе адаптированные основные образовательные программы;
- условия реализации основных образовательных программ по уровням общего
образования, в том числе адаптированных основных общеобразовательных программ;
- результаты освоения обучающимися основных образовательных программ по
уровням общего образования, в том числе адаптированных основных образовательных
программ.
- качество
подготовки обучающихся по
образовательным
программам
начального общего, основного общего;
- выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей и
молодежи;
- работа по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся;
- обеспечение профессионального развития педагогических работников.
- качество организации воспитания обучающихся;
Области оценивания:
- оценка предметных и метапредметных достижений обучающихся на основе
установления соответствия требованиям ФГОС соответствующего уровня образования,
в
том
числе
- оценка
образовательных
результатов
обучающихся по
адаптированным основным общеобразовательным программам на основе установления
соответствия требованиям ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
- оценка результатов профессиональной деятельности педагогических и
руководящих работников образовательных организаций;
- оценка качества образовательного процесса в ОУ;
- оценка качества условий образовательной деятельности, включая контекстные
данные;
- оценка удовлетворенности качеством образования обучающихся, родителей
(законных представителей), педагогических работников.
Процедуры оценивания:
К оценочным процедурам относятся:
- стартовая (входная) педагогическая диагностика;
- контрольные, проверочные и диагностические работы;
- промежуточная аттестация;
- государственная итоговая аттестация обучающихся (ГИА);
- всероссийские проверочные работы (ВПР);
- национальные исследования качества образования (НИКО);
- исследования на основе практики международных исследований качества
подготовки обучающихся (TIMSS, PIPLS,PISA);
- независимая оценка качества
условий
осуществления образовательной
деятельности;
- самообследование.
Цели системы оценки качества подготовки обучающихся:
- определение соответствия качества подготовки обучающихся требованиям
реализуемых программ: метапредметные и предметные результаты освоения основных
образовательных программ начального общего, основного общего образования;
- оценка результатов обучающихся по адаптированным основным
общеобразовательным программам, а также оценка уровня функциональной
грамотности;
- выявление факторов, влияющих на качество подготовки обучающихся;
- выявление уровня образовательных достижений различных групп обучающихся;
- выявление динамики изменения качества подготовки обучающихся;
- повышение уровня образовательных результатов на основе ранее проведѐнного
анализа образовательных результатов;
- повышение уровня образовательных результатов на основе анализа
национальных исследований качества образования и международных сопоставительных
исследований в сфере образования;
- формирование позитивного отношения к объективной оценке образовательных
результатов.
Представленные цели позволяют в совокупности оценивать уровень достижения
планируемых метапредметных и предметных результаты результатов освоения
основных образовательных программ начального общего, основного общего
образования; оценку результатов обучающихся по адаптированным основным
общеобразовательным программам, а также оценку уровня функциональной
грамотности, объективность образовательных результатов в рамках
проводимых
оценочных процедур в ОУ.
Регламент
проведения оценочных процедур
определяется локальными
актами школы.
Обеспечение прозрачности и объективности:
- обеспечение мер по исключению конфликтов интересов в отношении
специалистов, привлекаемых к проведению олимпиад школьников;
- организация и осуществление общественного/независимого наблюдения при
проведении олимпиад школьников;
- соблюдение мер информационной безопасности при проведении олимпиад
школьников;
- обеспечение мер по исключению конфликтов интересов в отношении
специалистов и участников, привлекаемых к проведению процедур ОГЭ, ГВЭ-9, ВПР,
диагностические контрольные работы;
- организация и осуществление общественного/независимого наблюдения при
проведении процедур ОГЭ, ГВЭ- 9, ВПР;
- формирование у участников образовательного процесса позитивного отношения
к независимому оцениванию.
Критерии оценивания
Оценка качества образования осуществляется на основе группы критериев,
характеризующих:
- качество результатов,
- качество процессов,
- качество условий,
- качество управления.
5.Оценка результатов ВСОКО
5.1.Оценка результатов ВСОКО является основой для принятия управленческих
решений на уровне образовательных организаций позволит анализировать данные,
полученные в результате оценочных процедур, и принимать эффективные
управленческие решения в части:
- построения, совершенствования и реализации внутренних систем оценки
качества образования;
- оценки качества и эффективности деятельности педагогических работников
образовательных организаций, в том числе для формирования оптимальных траекторий
их профессионального воздействия на обучающихся и формирования оптимальных
траекторий профессионального развития педагогов;
- оценки качества реализуемых образовательных программ для принятия решений
по их изменению, доработке и корректировке;
- формирование у участников образовательных отношений
позитивного
отношения к объективной оценке образовательных результатов ;
Рассмотрение результатов анализа эффективности принятых мер осуществляется
ежегодно по итогам календарного года.
5.2. Организационно-технологические процессы реализации ВСОКО
Организация оценочно-исследовательской деятельности в рамках ВСОКО состоит
из следующих уровней:
уровень обучающегося,
уровень родителей (законных представителей),
уровень образовательной организации.
Оценочно-исследовательская деятельность включает в себя постановку и
обоснование целей реализации системы, выбор показателей оценки состояния системы и
методов сбора информации, проведение мониторинга состояния системы, проведение
анализа полученной информации и разработку адресных рекомендаций, разработку и
принятие комплекса мер и управленческих решений, анализ эффективности принятых
управленческих решений и комплекса мер.
5.2.1 Система оценки качества подготовки обучающихся ГБОУ СО «ЕШИ для
детей, нуждающихся в длительном лечении»
предназначена
для
получения
достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности
общего образования (включая оценку метапредметных и предметных результатов
освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего
образования; оценку результатов обучающихся по адаптированным основным
общеобразовательным программам, а также оценку уровня функциональной
грамотности), включая мониторинг подготовки обучающихся на различных уровнях
общего образования, выявление тенденций изменения уровня учебных достижений,
факторов, влияющих на уровень учебных достижений, проблем в освоении основных
программ начального основного общего образования, совершенствование и принятие
комплекса мер и управленческих решений для функционирования системы образования
в школе, реализации комплекса мер и управленческих решений, направленных на
повышение качества образования, что обеспечивает высокую объективность и
обоснованность выводов о качестве общего образования на территории округа,
основанных на анализе образовательных результатов.
Показатели и методы сбора информации, используемые в системе оценки
качества подготовки обучающихся позволяют определить содержание оценки,
критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, уровень метапредметных и
предметных результатов освоения основных образовательных программ начального
общего, основного общего образования; оценку результатов обучающихся по
адаптированным основным общеобразовательным программам, а также оценку уровня
функциональной грамотности в разрезе учебных предметов и оценочных процедур,
методы сбора информации о состоянии каждого показателя.
Показатели, используемые в системе оценки качества подготовки
обучающихся:
-процентная доля участников ОГЭ, показавших высокие результаты по
предметам;
-процентная доля участников ВПР, показавших высокие результаты;
-процентная доля участников ОГЭ, показавших удовлетворительные результаты
по предметам;
-процентная доля участников ВПР, показавших массовые результаты;
-процентная доля участников исследований по функциональной грамотности;
-процентная доля участников исследований по функциональной грамотности,
показавших высокие результаты;
-процентная доля участников исследований по функциональной грамотности,
показавших средние результаты;
-процентная доля участников исследований по функциональной грамотности,
показавших низкие результаты;
-процентная доля учебных предметов, на которых осуществляется
общественное/независимое наблюдение при проведении процедур оценки качества
образования (ОГЭ, ГВЭ-9, ВПР, НИКО, общероссийская и региональная оценка по
модели PISA, международные сопоставительные исследования в сфере образования,
региональные и муниципальные диагностические работы);
-результаты ГИА-9 по учебным предметам «Русский язык» и «Математика»
претендентов на получение аттестата об основном общем образовании с отличием.
Методы сбора и обработки информации, используемые в системе оценки
качества подготовки обучающихся определяют порядок получения показателей
системы оценки качества подготовки обучающихся. В системе оценки качества
подготовки обучающихся используется выборочный метод и метод измерений.
Источники данных, используемые для сбора информации в системе оценки
качества подготовки обучающихся:
региональная
информационная
система
обеспечения
проведения
государственной
итоговой
аттестации
обучающихся, освоивших
основные
образовательные программы основного общего;
- федеральная информационная система оценки качества образования (база
результатов Всероссийских проверочных работ);
- база результатов национальных исследований качества образования, полученных
от регионального координатора;
- база результатов международных сопоставительных исследований в сфере
образования (PIRLS, TIMMS, PISA и др.), полученных от регионального координатора;
- база результатов региональных и муниципальных диагностических работ;
- база олимпиад школьников;
- открытые статистические данные,
- опрос участников образовательных отношений.
Анализ результатов и разработка адресных рекомендаций.
Анализ результатов мониторинга включает:
- анализ результатов оценочных процедур по годам и общеобразовательным
предметам;
- сопоставление результатов по нескольким оценочным процедурам;
- проведение кластерного анализа с учетом контекстных данных и выбора
параметров, на основании которого будут группироваться результаты;
- анализ результатов международных сопоставительных исследований;
- наличие признаков необъективности образовательных результатов (ОГЭ, ГВЭ,
ВПР, НИКО, общероссийская и региональная оценка по модели PISA, международные
сопоставительные исследования в сфере образования, региональный мониторинг
индивидуальных учебных достижений);
- расчет процентной доли учебных предметов, на которых осуществляется
общественное/независимое при проведении процедур оценки качества образования
(,ОГЭ, ГВЭ-9, ВПР, НИКО, общероссийская и региональная оценка по модели PISA,
международные сопоставительные исследования в сфере образования, региональный
мониторинг индивидуальных учебных достижений) и анализ результатов
образовательных организаций;
- расчет процентной доли учебных предметов, на которых осуществляется
общественное/независимое наблюдение при проведении олимпиад школьников;
- расчет процентной доли педагогических работников, прошедших подготовку по
вопросам использования результатов оценочных процедур.
Разработка адресных рекомендаций по результатам проведенного анализа
направлена следующим субъектам образовательного процесса:
- обучающимся;
- педагогам образовательных организаций;
- администрации образовательной организации (руководителю, заместителям
руководителя, членам методического совета).
Разработка и принятие комплекса мер, мероприятий и управленческих
решений, направленных на совершенствование системы оценки качества
подготовки обучающихся.
Управленческие решения Комплекс мер, мероприятий, направленных на
совершенствование системы оценки качества подготовки обучающихся:
- проведение мероприятий по
повышению
качества
подготовки
обучающихся с
педагогическим коллективом;
- проведение информационно-разъяснительных мероприятий по вопросам оценки
качества образования с обучающимися и их родителями (законными представителями);
- формирование аналитических материалов;
- диагностика профессиональных затруднений, дефицитов и потребностей
педагогов образовательной организации;
- проведение мероприятий по обеспечению единых подходов к оценке
образовательных результатов оценочных процедур оценки качества образования и
олимпиад школьников;
- проведение мероприятий по анализу результатов оценочных процедур на
предмет объективности;
- проведение мероприятий по формированию позитивного отношения к
объективной оценке образовательных результатов;
- совершенствование локальных актов школы в части реализации системы оценки
качества подготовки обучающихся;
- привлечение к дисциплинарной/административной ответственности лиц,
допустивших нарушение при проведении оценочных процедур.
Анализ эффективности принятых управленческих решений и комплекса
мер, мероприятий направлен на оценку и последующий анализ эффективности
принятого комплекса мер и управленческих решений, направленных на
совершенствование системы оценки качества подготовки обучающихся.
Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе
результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и
комплекса мер в течение календарного года, следующего за отчетным периодом.
Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений
и комплекса мер, направленных на совершенствование системы оценки качества
подготовки обучающихся, и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке
новых целей системы совершенствование системы оценки качества подготовки
обучающихся.
5.2.2. Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у
детей Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей
предназначена для формирования образовательной системы, способной создать
необходимые и достаточные условия для полноценного развития способностей детей, их
самоопределения и самореализации в избранном виде деятельности, а также достижении
при этом максимальных образовательных и личностных результатов. Система
выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей включает в себя
определение качества и проведение оценки выявления, поддержку и развитие
способностей и талантов у детей и молодежи с учетом требований федерального,
регионального законодательства, учитывая заданные на федеральном, региональном
уровне тенденции и векторы развития для успешной и эффективной самореализации
обучающихся, их потребностей и потенциалов в условиях муниципального образования.
Процедуры системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у
детей:
- проекты по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей;
- олимпиады, конкурсы и соревнования школьников;
- психолого-педагогическая диагностика для выявления способностей и талантов
у детей;
- повышение уровня профессиональных компетенций педагогических работников
в области выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.
Цели системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у
детей:
- выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей, в том числе
у обучающихся с ОВЗ;
- охват обучающихся дополнительным образованием;
- повышение уровня профессиональных компетенций педагогических работников
в области выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения способных и
талантливых детей;
- осуществление взаимодействия по вопросам выявления, поддержки и развития
способностей и талантов у детей, в том числе с профессиональными образовательными
организациями.
Методы сбора информации, используемые в системе выявления, поддержки
и развития способностей и талантов у детей позволяют определить содержание
оценки, критерии, процедуры и состав инструмента проведения мониторинга, методы
сбора информации о состоянии каждого показателя. В системе выявления, поддержки и
развития способностей и талантов у детей и используются выборочный метод, метод
измерений, документальный анализ (контент-анализ).
Показатели, используемые в системе выявления, поддержки и развития
способностей и талантов у детей:
- количество участников школьного, муниципального, регионального и
заключительного этапов ВсОШ;
- количество обучающихся с ОВЗ, охваченных мероприятиями по выявлению,
поддержке и развитию способностей и талантов;
- доля обучающихся, участников муниципальных, региональных и
всероссийских/международных конкурсов по выявлению, поддержке и развитию
способностей и талантов у детей;
- количество участников научных обществ учащихся;
- доля обучающихся в возрасте от 7-15 лет охваченных дополнительным
образованием от общего количества детей данного возраста;
- количество обучающихся, принявших участие в профильных образовательных
сменах, сессиях, учебно-тренировочных сборах на базе лагерей, образовательных
организаций, досуговых центров и др.;
- количество детей, обучающихся по индивидуальным учебным планам;
- количество педагогических работников, прошедших подготовку по вопросам
выявления, поддержки, развития способностей и талантов у детей и молодежи/
повысивших уровень профессиональных компетенций в области выявления, поддержки
и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- количество способных и талантливых детей.
Мониторинг показателей состояния системы выявления, поддержки и
развития способностей и талантов у детей направлен на получение информации о
выявлении, поддержке и развитии способностей и талантов у детей по показателям:
- количество участников школьного, муниципального, регионального и
заключительного этапов ВсОШ;
- количество обучающихся с ОВЗ, охваченных мероприятиями по выявлению,
поддержке и развитию способностей и талантов;
- процентная доля обучающихся, участников муниципальных, региональных и
всероссийских/международных конкурсов по выявлению, поддержке и развитию
способностей и талантов у детей и молодежи;
- учет иных форм развития образовательных (предметных, учебных) достижений
школьников;
- охват обучающихся дополнительным образованием;
- количество детей, обучающихся по индивидуальным учебным планам;
- количество педагогических работников, прошедших подготовку по вопросам
выявления, поддержки, развития способностей и талантов у детей и молодежи/
повысивших уровень профессиональных компетенций в области выявления,
поддержки и развития способностей и талантов у детей;
- количество способных и талантливых детей, охваченных психологопедагогическим сопровождением.
Анализ результатов и разработка адресных рекомендаций.
Анализ результатов и разработка адресных рекомендаций предназначены для
осуществления по итогам проведения мониторинга показателей анализа результатов
мониторинга муниципальных показателей и разработке адресных рекомендаций
субъектам образовательного процесса по результатам проведенного анализа.
Комплексный анализ результатов мониторинга муниципальных показателей
обеспечивает:
- анализ участия обучающихся в школьном, муниципальном, региональном,
заключительном этапах ВсОШ;
- анализ иных форм развития образовательных (предметных, учебных)
достижений школьников;
- анализ охвата обучающихся дополнительным образованием;
анализ
участия
обучающихся
муниципальных,
региональных
и
всероссийских/международных конкурсов и мероприятий по выявлению, поддержке и
развитию способностей и талантов у детей и молодежи;
- анализ работы с детьми, обучающихся по индивидуальным учебным планам;
- анализ деятельности по повышению уровня профессиональных компетенций
педагогических работников в области выявления, поддержки и развития способностей и
талантов у детей и молодежи.
Разработка адресных рекомендаций по результатам проведенного анализа
направлена следующим субъектам образовательного процесса:
- обучающимся;
- родителям (законным представителям);
- педагогам образовательных организаций;
- администрации школы (руководителям, заместителям руководителя).
Разработка и принятие комплекса мер и управленческих решений
направлены на совершенствование системы выявления, поддержки и развития
способностей и талантов у детей.
Комплекс мер, направленный на совершенствование системы выявления,
поддержки и развития способностей и талантов у детей:
- проведение конкурсов для способных и талантливых детей и молодежи;
- проведение мероприятий, ориентированных на выявление, поддержку и
развитие способностей и талантов у детей;
- проведение мероприятий, ориентированных на подготовку педагогических
работников по вопросам развития способностей и талантов у детей;
- проведение конкурсов профессионального мастерства с целью поддержки
специалистов, работающих со способными и талантливыми детьми;
- проведение мероприятий, направленных на повышение доли участников ВсОШ;
- реализация программ/проектов/мероприятий, направленных
на
стимулирование и поощрение способных детей;
- реализация программ/проектов/мероприятий, направленных на повышение
доли участников муниципальных, региональных и всероссийских/международных
конкурсов, мероприятий и соревнований по выявлению, поддержке и развитию
способностей и талантов у детей и молодежи.
Управленческие решения, направленные на совершенствование системы
выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей:
- совершенствование локальных актов в части выявления, поддержки и развития
способностей и талантов у обучающихся школы;
- ресурсная поддержка и стимулирование педагогов, работающих с одаренными
и талантливыми детьми.
Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений
и комплекса мер и направлены на корректировку имеющихся и/или постановку новых
целей совершенствования системы выявления, поддержки и развития способностей и
талантов у обучающихся школы.
5.2.3.Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации
обучающихся
Система работы по самоопределению и профессиональной ориентации
обучающихся включает в себя проведение оценки самоопределения и профессиональной
ориентации обучающихся, укрепления социального партнерства, проведение и участие в
мероприятиях, способствующих профессиональному самоопределению обучающихся:
- диагностика самоопределения, профотбора и профориентации;
- конкурс по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»;
- результаты проектной деятельности;
- результаты профессиональных проб для учащихся;
Цели системы
работы
по
самоопределению профессиональной
ориентации обучающихся:
- сопровождение профессионального самоопределения обучающихся; проведение
профориентации обучающихся с ОВЗ;
- формирование у обучающихся потребности к приобретению и выбору
будущей профессии;
- проведение диагностики способностей и
компетенций
обучающихся,
необходимых для продолжения образования и выбора профессии;
- осуществление психолого-педагогической
поддержки, консультационной
помощи обучающимся в их профессиональной ориентации;
- обеспечение информированности обучающихся об особенностях различных
сфер профессиональной деятельности.
Показатели и методы сбора информации, используемые в системе работы по
самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
Показатели, используемые в системе работы по самоопределению и
профессиональной ориентации обучающихся:
-процентная доля обучающихся, принявших участие в психолого-педагогической
диагностике склонностей, способностей и компетенций обучающихся, необходимых для
продолжения образования и выбора профессии;
-процентная доля обучающихся, охваченных различными профориентационными
мероприятиями;
-процентная доля выпускников 9 класса, поступивших в профессиональные
образовательные организации по профилю обучения, проходившим государственную
итоговую аттестацию по предметам, близким к профилю специальности (профессии),
выбранной для продолжения образования, от общего числа выпускников 9 класса;
-процентная доля обучающихся с ОВЗ, охваченных различными мероприятиями
профориентационной
направленности
(конкурсами,
профессиональными
пробами, мастер-классами);
-процентная доля обучающихся, участвующих в различных конкурсах
профориентационной направленности.
Разработка и принятие комплекса мер и управленческих решений
направлены на совершенствование системы работы по самоопределению и
профессиональной ориентации обучающихся.
Комплекс мер, направленный на совершенствование системы работы по
самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся школы:
-принятие мер по формированию готовности к саморазвитию и
профессиональному самоопределению обучающихся округа;
-проведение мероприятий, направленных на формирование у обучающихся
позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности;
-проведение мероприятий для родителей (законных представителей)
обучающихся по вопросам профессиональной ориентации обучающихся;
-проведение мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
-проведение иных профориентационных мероприятий.
Управленческие решения, направленные на совершенствование системы
работы по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся
школы:
- совершенствование локальных актов школы в части реализации работы по
самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся;
- стимулирование и поощрение участников конкурсов профессионального
мастерства;
разработка
и
реализация
проектов,
направленных
на раннюю
профориентацию обучающихся.
5.2.4.Система мониторинга качества обеспечения профессионального
развития педагогических работников.
Система мониторинга качества обеспечения профессионального развития
педагогических работников предназначена для комплексного анализа качества
методического сопровождения педагогических работников, включая определение целей
развития педагогических работников, мониторинг посредством проводимой диагностики
профессиональных дефицитов педагогов, анализ результатов, а также соотнесение целей
и задач развития образования в Российской Федерации с целями и задачами системы
профессионального развития педагогов в школе.
Цели системы мониторинга качества обеспечения профессионального
развития педагогических работников:
-выявление профессиональных дефицитов педагогических работников;
-повышение профессионального мастерства педагогических работников;
-поддержка молодых
педагогов/реализации
программ
наставничества
педагогических работников;
-поддержка методических объединений;
-выявление кадровых
потребностей в
школе с перспективой на 3 года;
-осуществление
научно-методического
сопровождения
педагогических
работников.
Показатели и методы сбора информации, используемые в системе мониторинга
качества обеспечения профессионального развития педагогических работников,
позволяют определить содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструмента
проведения мониторинга, методы сбора информации о состоянии каждого показателя.
Показатели, используемые в системе мониторинга качества методического
сопровождения педагогических работников:
-процентная доля педагогов, прошедших диагностику профессиональных
дефицитов, от общего количества педагогов;
-процентная доля педагогических работников, для которых составлены
индивидуальные
образовательные
маршруты
по
реализации
выявленных
профессиональных дефицитов от общего количества педагогических работников школы;
-процентная доля молодых
педагогов,
охваченных мероприятиями
по поддержке молодых педагогов, от общего числа молодых педагогов;
-процентная доля педагогов, участвующих в программах наставничества от
общего числа педагогов;
Методы сбора информации, используемые в системе мониторинга качества
обеспечения профессионального развития педагогических работников, определяют
порядок получения показателей. В системе мониторинга качества обеспечения
профессионального развития педагогических работников используются выборочный
метод и метод измерений.
Мониторинг качества обеспечения профессионального развития педагогических
работников направлен на получение информации по качеству обеспечения
профессионального развития педагогических работников по показателям:
- процентная доля педагогов, прошедших диагностику профессиональных
дефицитов, на муниципальном уровне от общего количества педагогов;
- процентная доля педагогических работников, для которых составлены
индивидуальные
образовательные
маршруты
по
реализации
выявленных
профессиональных дефицитов от общего количества педагогических работников
образовательных организаций округа;
- процентная доля педагогических работников, принявших участие в научнометодических мероприятиях муниципального уровня от общего количества
педагогических работников образовательных организаций округа;
- наличие нормативно-правовых актов регламентирующих деятельность
методических объединений и/или профессиональных сообществ педагогов;
- процентная доля молодых педагогов, охваченных мероприятиями по поддержке
молодых педагогов, от общего числа молодых педагогов;
- наличие (количество программ) наставничества, реализуемых в округе;
- процентная доля педагогов, участвующих в программах наставничества от
общего числа педагогов;
Разработка и принятие комплекса мер и управленческих решений
направлены на совершенствование профессионального развития педагогических
работников.
Комплекс мер, направленный на совершенствование профессионального развития
педагогических работников:
- проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов;
- проведение мероприятий, направленных на повышение мотивации
педагогических работников на обновление профессиональных знаний, умений и навыков
и использование передовых педагогических практик;
- организация обмена опытом и лучшими педагогическими практиками;
- повышение мотивации к формированию индивидуальной образовательной
траектории профессионального развития педагогов;
- иные мероприятия, направленные на повышение качества профессионального
развития педагогических работников.
Управленческие решения, направленные на совершенствование качества
профессионального развития педагогических работников:
- разработка в образовательных организациях индивидуальных планов
профессионального развития педагогов;
- разработка программ поддержки профессионального роста;
Анализ эффективности принятых управленческих решений и комплекса мер
направлен на оценку и совершенствование мониторинга качества системы
профессионального развития педагогических работников.
Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе
результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и
комплекса мер в течение календарного года, следующего за отчетным периодом.
5.2.5.Система организации воспитания и социализации обучающихся
предназначена для определения качества организации воспитания и социализации
обучающихся, включая формирование воспитательного пространства
на
основе
государственной политики в сфере воспитания и социализации обучающихся и
учитывающуюьсоциально- экономические, национальные, культурно-исторические
условия Уральского региона, выстраивание и реализацию системы воспитания,
укрепление воспитательного потенциала,
условий, необходимых для успешной
жизнедеятельности и социализацииобучающихся, активацию деятельности социальных
институтов, что обеспечивает объективность и обоснованность выводов о качества
воспитания и социализации обучающихся.
Цели системы организации воспитания и социализации обучающихся:
- гражданское воспитание обучающихся;
- патриотическое
воспитание обучающихся и
формирование
российской идентичности;
- духовное
и
нравственное воспитание детей на
основе российских
традиционных ценностей;
- приобщение детей к культурному наследию;
- популяризация научных знаний среди детей;
- физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
- трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
- экологическое воспитание;
- развитие добровольчества (волонтерства) среди обучающихся;
- разработка и реализация комплекса мер, направленных на адаптацию детей
мигрантов;
- обеспечение физической, информационной и психологической безопасности
детей;
- подготовка и
переподготовка
кадров по
приоритетным
направлениям
- воспитания и социализации обучающихся;
- организация и осуществление сетевого и межведомственного взаимодействия
по воспитательной работы;
- организация и осуществление психолого-педагогической поддержки воспитания
в период каникулярного отдыха обучающихся;
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
обучающихся.
Представленные цели позволяют в совокупности оценивать организацию
воспитания и социализации обучающихся с учетом реализации государственной
политики в сфере воспитания и социализации обучающихся и учитывая социальноэкономические, национальные, культурно-исторические условия города Екатеринбурга
и региона.
Показатели и методы сбора информации, используемые в системе организации
воспитания и социализации обучающихся позволяют определить содержание оценки,
критерии, процедуры и состав инструмента проведения мониторинга, методы сбора
информации о состоянии каждого показателя.
Показатели, используемые в системе организации воспитания и
социализации обучающихся:
- доля обучающихся,
охваченных мероприятиями
по гражданскому,
патриотическому и т. д. воспитанию;
- доля обучающихся,
охваченных мероприятиями
по направлениям
воспитания, от общего количества обучающихся (по уровням образования);
- доля обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на
базе образовательных организаций общего образования;
- доля обучающихся (по уровням образования), принявших участие в
индивидуальной профилактической работе (безнадзорность и правонарушения
несовершеннолетних обучающихся), от общего количества обучающихся (по уровням
образования);
- количество обучающихся, находящихся на учете в КДН и ПДН;
- количество обучающихся, находящихся на внутришкольном учете;
- количество обучающихся, снятых с учета в текущем календарном году;
- количество обучающихся, принявших участие в мероприятиях по раннему
выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ
обучающимися, социально-психологическом тестировании;
- охват детей с неродным русским языком мероприятиями по социальной и
культурной адаптации;
- доля педагогов, прошедших подготовку по приоритетным направлениям
воспитания и социализации обучающихся, от общего количества педагогов;
- доля педагогических работников, в отношении которых проводилась оценка
эффективности деятельности по классному руководству;
- доля несовершеннолетних обучающихся, охваченных различными формами
деятельности в период каникулярного отдыха;
- количество детей, посещающих объединения по интересам в дополнительном
образовании.
Методы сбора информации, используемые в системе организации
воспитания и социализации обучающихся.
В системе организации воспитания и социализации обучающихся в ГБОУ СО
«ЕШИ для детей, нуждающихся в длительном лечении» используются выборочный
метод, метод измерений, документальный анализ (контент-анализ).
Источники данных, используемые для сбора информации в системе методической
работы:
- нормативно-правовые документы Министерства общего образования и
молодежной политики Свердловской области;
- локальные акты образовательной организации;
- информационные письма, справки, отчеты ОМВД России Чкаловского района
города Екатеринбурга.
Анализ результатов мониторинга и разработка адресных рекомендаций,
направленных на совершенствование системы организации воспитания и
социализации обучающихся обеспечивает:
- анализ подготовки кадров по приоритетным направлениям воспитания и
социализации обучающихся;
- анализ
реализации программ,
направленных
на
воспитание
и социализацию обучающихся;
- анализ развития добровольчества (волонтерства) среди обучающихся;
- анализ
развития
общественных
объединений в образовательных
организациях;
- анализ
развития
социального партнерства в
образовательных
организациях;
-анализ занятости несовершеннолетних;
-анализ
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних обучающихся.
Разработка адресных рекомендаций по результатам проведенного
анализа направлена следующим субъектам образовательного процесса:
- обучающимся;
- родителям (законным представителям);
- педагогам образовательных организаций;
- образовательной организации (руководителям, заместителям руководителя).
Разработка и принятие комплекса мер и управленческих решений
направлены на совершенствование системы организации воспитания и
социализации обучающихся.
Комплекс мер, направленный на совершенствование системы организации
воспитания и социализации обучающихся:
- принятие мер по профилактике девиантного и делинквентного поведения
обучающихся;
- принятие мер, направленных на развитие сотрудничества субъектов системы
воспитания;
- принятие мер, направленных на популяризацию лучшего педагогического опыта;
- проведение мероприятий, направленных на повышение уровня мотивации
обучающихся к участию в волонтерской деятельности;
- проведение иных мероприятий, направленные на
развитие
системы
воспитания и социализации обучающихся.
- организация каникулярного
отдыха
детей, включая мероприятия по
обеспечению безопасности их жизни и здоровья;
-принятие управленческих решений по результатам проведенного анализа.
Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе
результатов мониторинга эффективности принятых управленческих решений и
комплекса мер в течение календарного года, следующего за отчетным периодом.
Результаты реализации ВСОКО могут учитываться при определении
приоритетных направлений повышения квалификации педагогических работников
школы, планировании и осуществлении оценки эффективности реализации программ
развития школы.
Реализация ВСОКО позволит совершенствовать оценки качества образования,
планировать методические мероприятия с педагогической общественностью по
повышению качества образования.
Реализация ВСОКО позволит анализировать данные, полученные в результате
оценочных процедур, принимать эффективные управленческие решения в части:
- построения, совершенствования и реализации внутренних систем оценки
качества образования;
- оценки качества и эффективности деятельности педагогических работников
образовательных организаций, в том числе формирования оптимальных траекторий
их профессионального воздействия на обучающихся и формирования оптимальных
траекторий профессионального развития педагогов;
- оценки качества реализуемых образовательных программ для принятия решений
по их изменению, доработке и корректировке.
Рассмотрение результатов анализа эффективности принятых мер осуществляется
ежегодно на педагогическом совете школы.
Обозначения и сокращения в документе
ВПР
ВСОКО
ВШК
ГИА-9
КИМ
МСИ
НИКО
НОКО
ООП НОО
ОВЗ
ОГЭ
ОКО
ОО
ООП ООО
ФГОС
Всероссийские проверочные работы
Внутренняя система оценки качества образования
Внутришкольный контроль
Государственная итоговая аттестация по образовательным
программам основного общего образования
Контрольные измерительные материалы
Международные сравнительные (сопоставительные) исследования
качества образования
Национальные исследования качества образования
Независимая оценка качества образования
Основная
образовательная
программа
начального
общего
образования
Ограниченные возможности здоровья
Основной государственный экзамен
Оценка качества образования
Общеобразовательная организация
Основная образовательная программа основного общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт